Краниосакральная терапия была разработана
учеником основателя остеопатии Эндрю Тейлора Стилла – Вильямом Гарнером
Сатерлендом (Сазерлендом).
Еще
будучи студентом остеопатического колледжа Вильям Сатерленд – обратил внимание,
что кости черепа могут двигаться. На эту мысль о подвижности черепных швов
(соединений между костями) его натолкнула форма среза шва височной кости –
напоминающей жабры рыбы.
«Зачем этому шву такая сложная форма, если он не
подвижен?!» - задавал себе вопрос будущий основатель краниосакральной терапии.
Но господствующая в то время в западной анатомии концепция о заращении швов
черепа не позволяла ему найти единомышленников. Даже эксперимент по
самопроизвольному разделению костей черепа после наполнения бобами и
замачивания на сутки (разбухши бобы раздвинули кости черепа точно по швам – что
не могло бы произойти при их костном сращении) не убедил преподавателей.
Но Вильям Сатерленд не отчаялся и став
дипломированным остеопатом, продолжил свои исследования. В 20 годах 20 века он
разработал систему головных повязок для коррекции патологического смещения
костей черепа. К сожалению и эта идея не нашла своего признания из за
казавшейся сложности воплощения. На множество представленных материалов по
излечению головной боли и других краниальных проблем, приверженцы классической
структуральной остеопатии просто не обратили внимания.
Позже доктор Сатерленд отказался от громоздких
головных повязок и перешел к более мягкой фасциальной работе по тестированию и
лечению краниосакральной системы, он обнаружило краниосакральный ритм,
ритмическую и функциональную связь между подвижностью затылочной кости и
крестца, важность свободного оттока жидкостей в желудочковой системе мозга,
определил клинические особенности фиксации различных черепных швов, разработал
методы краниосакральной коррекции.
Начиная
с 40х годов 20века новая краниосакральная концепция доктора Сатерленда получила
всеобщее призвание в Соединенных Штатах Америки. Началась эра преподавания,
создания ассоциаций и дальнейшего развития.
По мере совершенствования методик диагностики и
лечения в краниосакральной терапии доктор Стерленд переходил ко все более
мягким и микропальпаторным техникам. Вслед за прямыми механическими техниками
коррекции, появились непрямые техники, техники сопровождения и т.п. приемы
открывающие двери дальнейшему формированию биодинамической остеопатии.
Позже ученики основателя краниосакральной
терапии, под давлением механистических представлений в остеопатии того времени
были вынуждены отказаться от афиширования некоторых идей краниосакральной
остеопатии, связанных с особо «тонкими» тканевыми техниками, однако уже в 70
годах эти идеи продолжили совершенствоваться в работах Франклина Силлз, Виолы
Фрайман, Джона Апледжера.
Основанная
на признании физиологической подвижности костей черепа (сегодня это уже
доказано – высокоскоростной компьютерной томографией, где на разных снимках
кости черепа расходятся и сходятся на несколько миллиметров в краниосакральном
ритме) и наличии ликвородинамики (доказано что ликвор синтезируется и
всасывается внутри мозга с определенной периодичностью, соответствующей
краниосакральному ритму), краниосакральная терапия в настоящее время стала
высокопопулярной и эффективной технологией в рамках остеопатии.
Краниосакральной терапии обучают в
остеопатических школах (в некоторых школах это чуть ли не 50% учебных часов),
этому методу лечения доверяют многие пациенты в Америке и Европе.
Но истинное искусство в краниосакральной терапии
достигается многими годами практики и продолжающегося обучения.
Перед
тем как Вы начнете изучать труды доктора Апледжера, хочу высказаться по поводу
моего личного отношения к его открытиям, идеям и методикам.
С
определенного периода своего остеопатического совершенствования доктор Апледжер
все глубже погружался в тонкие, почти метафизические аспекты врачевания,
находящиеся на гране эмоций, энергий и каких-то еще более непознанных сфер.
Многие истории, рассказанные им в книгах удивительны, вызывают сомнение у
скептиков и восторг у любителей эзотерики. Очень сложно однозначно оценить
истинность подобных заявлений. Говоря в «телесно-эмоциональном освобождении» о
прошлых жизнях, Высших Наставниках, чакрах и прочих «странных» вещах, Джон
Апледжер может показаться кому-то сумасшедшим. Но его успешная практика,
научно-исследовательские институты, остеопатические (точнее кранио-сакральные)
школы и мировая популярность могут свидетельствовать и о другом.
В
любом случае, многие талантливые остеопаты избирают свой путь,
неповторимый узор лечебных техник, «открывают» личные двери остеопатического
восприятия, расставляют для себя причинно-следственные акценты.
Уважая
доктора Апледжера за его вклад в развитие кранио-сакральной остеопатии, за
возможность, изучая его подходы, взглянуть на природу здоровья под новым углом,
я, однако, придерживаюсь несколько отличных концепций в остеопатии.
Большая
часть моего остеопатического мировоззрения это синтез классических подходов
доктора Стилла, идей биодинамики и принципа следования за телом.
Быть
«точкой опоры» для тела – это мой выбор. Не навязывать от себя, но
слушать и позволять телу реализовывать свое лечение. Под словом «тело» я
подразумеваю сумму механизмов саморегуляции, мышечно-фасциального баланса,
жидкостной динамики, а также «жизненной силы» и души. Для меня, человек
представляется неразрывным единством, где нет отдельных частей и функций, но
есть одна важная общность бытия. И если тело-душа ведет к высвобождению
подавленных деструктивных эмоций – не будем мешать, но позволим этому
случиться. Не навязывая своих идей, какой-либо особой картины мира, описаний. Я
не готов брать на себя ответственность за то, что бы указывать пациенту, как
ему жить. Я могу лишь рассказать о некоторым причинах и следствиях развития заболевания,
понятных мне и предоставить пациенту самому делать правильный выбор. Самая
главная рекомендация в моем понимании – это «слушать» себя. Доверять
своим реакциям, согласно какому-либо выбранному критерию. Возможно, это будет
внутренний дискомфорт или сжатие при ошибочных действиях и легкость, улыбка,
спокойствие при правильном выборе. Может быть что-то другое.
Ниже
приведу несколько замечательных высказываний известных докторов остеопатии.
Ньютон Диллауэй:
«Мы
не должны что-то делать сами, мы должны дождаться позволения это выполнить, не
воздействовать, а быть объектом воздействия.»
J. Wernham:
«Помните,
что часто пациент расстроен по разным причинам, и тепло и прикосновение
твердой, но доброй руки может сделать очень многое, чтобы вселить уверенность и
установить правильные отношения между оператором и пациентом.»
V.M. Frymann:
«Молча
попросите душу, живущую внутри вашего пациента, показать вам то, в чем она
больше всего нуждается... и вы получите вербальный ответ или обнаружите
дисфункцию, или наличие какого-то эмоционального препятствия.
...попросите Великого Врача
определить направление вашего лечения, руководить советами, которые вы дадите,
сообщить мудрость вашим предписаниям. Таким образом, вы выразите согласие
служить Творцу Вселенной в излечении Его детей.»
Удивительные
слова для людей со многими высшими образованиями и огромным практическим
опытом, не так ли?
Тогда
вспомним основателя остеопатии, доктора Эндрю Стилла:
«Цель
природы в эмбриональный период - это создание механизма, который затем будет
послан для выполнения задания. В этой мастерской выполняется высший приказ по
построению и сооружению вещества и формы, и когда он выполнен, происходит
переход из первого замысла в атмосферный мир, который мы называем вторым
замыслом. Час рождения это начало интеллектуального замысла, когда начинает
развиваться новое существо - человек разумный. Новорожденное творение этого
замысла является интеллектуальной формой без содержания, но обладающей
способностью познавать и подчиняться всем законам знаний физического мира.
Его
познания увеличиваются с момента рождения и до дня его смерти. Он получает
знания при помощи пяти чувств. Он видит что-то, что становится первым элементом
его знания. Он что-то слышит, и по мере того как взрослеет, чувствует, ощущает
вкус и запах. Благодаря этим пяти чувствам прорастают зерна знания и
размышления.
Он
был прикреплен к плаценте и оставался там до тех пор, пока не было закончено
исполнение высшего приказа физического совершенства. Он оставляет плаценту
позади как мертвый материал. Он оставляет ее как часть механизма создавшего
физическую форму разумного человека. Он навсегда разрывает связи с породившей
его мастерской.
Теперь
я спрошу вас, чем является его второе состояние? Не является ли эта физическая
форма, этот человек разумный, по сути, тоже плацентой? Плацентой,
предназначенной для создания великого существа, которого мы называем жизнь? Что
такое смерть, как не рождение от второй плаценты, к которой была прикреплена
жизнь? Если эта философия верна, то смерть это только доставка законченной
жизни, чье совершенство гораздо выше человека разумного, являющегося
материнским домом оставленным позади. Известно, что жизнь человека прогрессивна
и является процессом накопления знаний и их практикой. Разумно сделать вывод,
что после события, известного как физическая смерть, жизнь в тот же миг готова
войги в высшую школу, чтобы продолжить свое ментальное развитие. Во всем
проглядывается какая-то великая цель Природы. Мой вывод - замыслом или целью
Природы при создании человека было бессмертие.
Несмотря
на то, что вся природа - это хорошо спланированный двигатель, что план и
инструкции по регулированию и управлению всей вселенной правильны и были такими
до нас, что все люди, рыбы и овощи являются постоянной демонстрацией некоего
специально созданного вида двигателя, все равно сознание человека не может
увидеть совершенство Архитектора и Строителя. Его глаза закрыты и не видят, что
завершенный человек – это совершенный механизм, созданный с определенной
целью, и что для его работы по строительству и движению, как тела так и
сознания, необходимо питание и отдых.»
Не
стоит волноваться по поводу возможного и не возможного, давайте просто
«слушать» и «помогать» телу придти к исцелению.
Автор мне не известен. Текст встречается на многих сайтах, в частности на