Культура и цивилизация.
Человек и культура.
1. Цивилизация -
это преобразованный человеком мир вне положенных ему материальных объектов, а
культура - это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного
развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего
социального мира или его духовной автономности.
Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность,
то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества,
довольствующегося предоставленными ему благами. Культура и цивилизация в общем
антонимичные понятия. Общего в них то, что они являются следствием прогресса.
Культура |
Цивилизация |
Носит ценностный характер |
Прагматична (ориентируется на
критерий полезности) |
Культура органична, функционирует как
живое целое.
|
Механична (каждый достигнутый уровень
цивилизации самодостаточен.) |
Культура аристократична
(шедевры - творения гения) |
Цивилизация Демократична (Культуру
присвоить нельзя, ее надо понять, а цивилизацией может овладеть каждый,
независимо от личностных качеств.) |
Культура существует в вечности,
(юность культурных произведений не уменьшается) |
Критерий прогресса: последнее по
времени наиболее ценно. |
Культура иногда враждебна жизни
(содержит свой параллельный мир, она конкурирует с жизнью.)
|
Цивилизация способствует продлению и
усовершенствованию жизни. |
Ж.Леви-Строса (Франция): человеческая
жизнь с развитием цивилизации не улучшается, а осложняется, принося с собой
массу негативных последствий для человека (искусство сделало человека пленником
символических структур, => счастливыми были только первобытные люди, т.к.
была тесная связь с породнившей их природой).
Источник:
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st043.shtml
2. В современном философском языке
понятия «культура» и «цивилизация» — одни из самых распространенных и
многозначных. Термин «культура» (лат. culture) переводится как
«возделывание, обработка, развитие, почитание» и подразумевает на ранних этапах
его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка
почвы и т.п.), а также воспитание и обучение самого человека.
Понятие «цивилизация» (лат.
civilis — гражданки, государственный) появилось во французском языке в рамках
теории прогресса в XVIII в.
С точки зрения наиболее
распространенного и выражающего сущность самого человека деятельного подхода культура
рассматривается как:
-Специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности,
представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе
социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений
людей к природе, между собой и к самим себе;
-качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на
различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, формаций,
этнических и национальных общностей (античная, феодальная, латиноамериканская,
русская культура и т.д.);
-особенность сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах
общественной жизни (культура труда, быта, художественная, экологическая,
политическая культура).
Цивилизация может быть
определена как собственно социальная организация жизни, характеризующаяся
всеобщей связью индивидов на основе воспроизводства, обеспечивающего ее бытие и
развитие общественного богатства.
Современная цивилизация выступает как
общество, основанное на идеалах «разума», «справедливости», «уважения прав
человека», использования достижений науки и техники, обеспечивающих
безопасность и комфорт в жизни человека.
Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм людей.
Цивилизованный человек — тот, кто не
чинит неприятностей другому, принимает его в расчет, при этом вежлив,
обходителен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом.
Культура же есть деятельность, в
которой человек реализует свою сущность и субъективность, суть условие его
свободы. Культура состоит в общественной ценности человека, а также в обретении
им способности це-леполагания. Высшая ступень развития культуры заключается
в развитии способностей и моральном совершенстве человека, которое проистекает
единственно из уважения к нравственному закону, а не только из эмпирической
склонности к его выполнению.
Для философии культуры XX в. в еще большей степени характерно разведение
понятий культуры и цивилизации. Культура продолжает оставаться символом
позитивного в развитии человечества, цивилизация в большинстве случаев получает
нейтральную оценку, а нередко и резко отрицательную.
Тем не менее культура и цивилизация органично связаны, их нельзя мыслить как
два параллельных рядоположенных процесса. Генетически цивилизация
«произрастает» из культуры, она есть в некотором роде культура, но не сама по
себе, а с болью и трудами воплотившая себя в эмпирических и подвижных
этносоциальных, экономических и политических структурах. Другими словами,
цивилизация выступает как отчужденная в институциональных, общезначимых
процессах культура. Цивилизация есть совокупность условий, избавляющая людей от
затрат невосполнимого времени индивидуальной жизни на заурядное природное
выживание. Именно цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие
вмешательство человека в мир природный — необходимый признак культуры.
Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют обеспечить бытие
индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получает куда больше
возможностей заняться тем, что соответствует его сути — от воздействия на
природу в ее физическом виде обратиться к человеку, его нефизическому бытию.
Поэтому цивилизация, являясь
результатом культуры, не противостоит ей.
Источник:
http://vseshpargalki.narod.ru/shporgalki/ShporaPhilosof/Index66.html