Оде́жда — совокупность швейных изделий (из
ткани,
вязаного полотна,
кожи
и меха),
надеваемых человеком
с целью обезопасить своё тело от негативного влияния окружающей среды
(погодных условий, насекомых, токсических веществ и другое); одежда выполняет
эстетические функции — создаёт образ (имидж)
человека, что позволяет судить о его социальной роли.
Дополняется украшениями,
аксессуарами,
причёской
и макияжем.
Различают два типа одежда: плечевую и поясную, в зависимости от того, какой
участок тела человека является опорным. В зависимости от времени года и
климатических зон, одежда делится на виды: летняя, зимняя, демисезонная и
всесезонная. По половозростным признакам одежду делят на подгруппы: мужская,
женская и детская. Детская делится на: одежда для новорожденных, ясельных
детей, дошкольная, младшешкольная, старшешкольная и подростковая группа.
Этимология
Современное русское слово «одежда» является заимствованием из церковнославянского
языка и обозначает совокупность предметов, которыми прикрывают тело.
Оно развилось из праславянского
слова *odedja[1] (в старославянском
языке *dj перешло в жд, в отличие от восточнославянских,
где *dj дало ж: рус. одёжа,
укр. оде́жа).
Праславянское *odedja < *obdedja образовано с помощью приставкиоb- и суффикса-j-a от корня *ded-, который представляет собой неполное повторениекорня
dě- (de-d-) глагола
*děti > рус. деть.
Основные понятия
• Стиль — сочетание предметов одежды, украшений,
аксессуаров для создания определённого образа, соответствующего ситуации (праздничное
мероприятие), обстановке (рабочая обстановка) и социальному статусу. В более
широком смысле — идейная и художественная общность изобразительных приёмов
в искусстве определённого периода. Традиционно в истории костюма (равно как и в
истории искусства) выделяют следующие стили: готика,
ренессанс,
барокко,
классицизм,
рококо,
неоклассицизм,
ампир,
романтизм[2].
• Мода — явление быстрого распространения и
кратковременного господства определённых фасонов одежды (и её материалов) для
создания образа «человека, идущего в ногу со временем». Веяния моды задаются СМИ, на них
опираются производители одежды при создании коллекций, потребители.
• Высокая мода — задание определённых направлений в
одежде (материалы, фасон) и аксессуарах на грядущий сезон ведущими Домами моды.
Продукции Домов моды выпускается малыми партиями и предназначена для
привилегированных слоёв общества; представляется на Неделях моды.
• Сезон — определяет сменяемость коллекций у
производителей одежды. Чаще всего, их два — осень-зима и весна-лето.
• Коллекция — серия моделей одежды, представленная
несколькими фасонами с различным декоративным решением в рамках одной
концепции.
• Силуэт — форма одежды по степени прилегания к
телу. Различают силуэты прилегающий, полуприлегающий, трапецевидный и
прямоугольный.
• Модель одежды — термин массового производства
одежды; служит эталоном для серийного пошива одежды.
• Качество одежды - это совокупность потребительских и
производственных свойств изделий, определяющий степень и его пригодности по
назначению.
• Швейные изделия - изделие изготовлено в условиях
швейного производства из всех видов материалов, предназначенное для одежды и
бельевых изделий.
• Ассортимент одежды - это одежда, объединённая в
самостоятельную группу по определенным признакам.
• Одежда массового производства - одежда на типовые
фигуры, изготовленная сериями в условиях поточного производства.
• Одежда по индивидуальным заказам - одежда,
изготовленная по измерению фигуры человека или предполагаемой модели.
История одежды
История
развития моды и одежды в периоды Древнего мира
и Средневековья
История одежды с древнейших времен до наших дней является как бы
зеркалом, в котором отражается вся история человечества. Каждая страна, каждый
народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток, свои
специфические черты на одежду людей. История моды почти так же стара, как и
история костюма. С того момента, когда человек открыл значение одежды как
средства защиты от неблагоприятных воздействий природы, оставалось немного до
тех пор, пока он не начал размышлять о её эстетической и стилизующей функции.
Первобытное общество]
С древнейших времен человек стремился прикрыть своё обнажённое тело, что
можно было бы объяснить целомудрием и чувством стыда. Однако такое толкование
представляется слишком узким и ограниченным, поскольку известны племена,
которые обходились и обходятся без одежды (например, аборигены Австралии
и др.). Вероятнее всего, одежда была не только и не столько прикрытием, сколько
символом защиты от угрозы извне, как действительной, так и (может быть, даже
ещё в большей степени) мнимой. Даже амулет был в своё время «одеждой», так как
он являлся преградой между голым, ранимым человеческим телом и окружающим
миром.
Данные археологических
раскопок свидетельствуют, что одежда появилась уже на самых ранних
стадиях развития человеческого общества. Главным материалом для первобытной
одежды повсеместно были шкуры животных. Необходимые для их обработки
инструменты (скребки, ножи, проколки и т. п.) обнаруживают на
стоянках первобытных людей, относящихся к эпохе мустье
(100-40 тыс. лет назад). Самыми первыми видами одежды были, по-видимому,
набедренные повязки и плащи.
Затем, привязав к поясу две длинные шкуры, защитившие ноги от колючек, человек
получил чулки;
потом появились нарукавники, предохранявшие от повреждений руки. И наконец, все
эти отдельные части одежды начали соединять в одно целое, скрепляя их ниткой из
жил или растительных волокон.
Судя по археологическим
данным, сшитая одежда появилась уже в эпоху верхнего
палеолита. Так, в 1964
г. экспедиция О. Н. Бадера
на стоянкеСунгирь
(близ Владимира)
обнаружила погребение пожилого мужчины, умершего 23 тыс. лет назад. Археологам
удалось воссоздать его одежду, которая состояла из короткого плаща, кожаной или
замшевойрубахи
с длинными рукавами, без разреза спереди, надевавшейся через голову (такие
рубахи — малицы,
или анораки —
и сейчас носят народы Арктики),
и длинных кожаных брючин,
сшитых вместе с кожаной обувью типа мокасин.
Вся одежда была богато отделана бусами из бивня мамонта,
общее количество которых превышало 3000. Неповторимые скульптурные изображения
женщин, одетых в меховые «комбинезоны»
с капюшонами, были найдены на сибирских палеолитических
стоянках Буреть
и Мальта.
В эпоху неолита
человек научился прясть, ткать и вязать. В этот период он располагал уже целым
набором различных предметов одежды, сделанных как из шкур животных, так и из
разных тканей. В зависимости от применяемых материалов и климатических
условий одежду по-разному крепили на теле: надевали через голову или
драпировали вокруг тела. Примерно в это же время появилась распашная одежда (с
разрезом спереди).
Получить представление о гардеробе человека того времени помог учёным мумифицированный
труп Этци —
охотника бронзового века,
найденный в 1991 году
в Эцтальских
Альпах (на границе между АвстриейИталией).
Верхней одеждой ему служил плащ,
сплетённый из травяных волокон (такие плащи местные пастухи носили ещё в ХХ в.
н. э.). Под плащом находилась одежда, сшитая из козьих шкурок — безрукавка
длиной до колен, сшитая сухожилиями, длинные гетры и набедренная
повязка. Безрукавка была в нескольких местах заштопана
нитками из волокон жёсткой травы. Одежду Эци дополняли меховая шапка,
завязанная ремешками под подбородком, и высокие башмаки
из меха и замши, утеплённые внутри слоем сена (своего рода доисторические снегоступы).
Значение этой находки трудно переоценить — впервые в истории археологии
в руки исследователей попал столь полный комплект одежды обычного человека
эпохи неолита,
причём одежды повседневной, отражающей потребности, вкусы и привычки людей
конца каменного века.
Древний Восток
Основная статья: Костюм Древней
Месопотамии
См. также: Костюм Древнего
Египта
«Древний Восток» —
собирательное географическое, социально-экономическое и культурно-историческое
понятие, объединяющее древнейшие в истории человечества
государства — Древний Египет,
Шумер,
Вавилон,
Ассирию,
Древнюю Иудею,
Древний Китай,
Древнюю Индию
и др. Различие природно-климатических и социокультурных условий определяло
значительную разницу в эстетических идеалах, вкусах и предпочтениях народов,
населявших регион, поэтому говорить об одежде на Древнем Востоке в целом
довольно сложно.
В Древней
Месопотамии основным сырьём для ткацкого производства служила
овечья и козья шерсть. До нас дошли десятки терминов для обозначения различных
видов шерстяных тканей, относящихся к их качеству или внешнему виду. Ткани
окрашивались в различные цвета. Особенно ценились ткани, окрашенные пурпуром.
В Шумере
основной одеждой мужчин были туника
и набедренная повязка. Туника представляла собой рубашку
без рукавов или с очень короткими рукавами, в талию.
Набедренник выглядел как полотнище длиной от 4 до 9 локтей
(2 — 4,5 метра), нередко отороченное бахромой.
В большинстве случаев его просто обматывали вокруг тела и закрепляли поясом.
Верхней одеждой
служил плащ прямоугольной формы; его носили, завязав на груди тесёмками, или
обёртывали вокруг тела, оставляя свободной правую руку.
В Ассирии
и Вавилоне
основной мужской одеждой тоже была туника с короткими цельнокроенными
рукавами — канди. Чем знатнее и богаче был человек, тем длиннее
была его канди, и тем богаче она отделывалась. Несколько одежд одновременно
имел право носить только царь. Знаком царского достоинства был пурпурный конас —
плащ особого покроя, обильно украшенный вышивкой, бахромой и золотыми чеканными
пластинками. Одежда воинов, помимо рубахи и плаща, включала в себя новый
элемент костюма —
штаны.
Женская одежда сравнительно мало отличалась от мужской. Женская туника
была, как правило, длиннее мужской, в верхней своей части шилась в обтяжку,
иногда имела разрезы сбоку. Была известна также юбка,
сшитая из нескольких горизонтальных полотнищ, каждое из которых имело 0,5 метра
в ширину, причём верхнее полотнище сворачивалось в жгут и заменяло пояс.
В Вавилоне
и Ассирии
женщины носили длинные прямые платья
с длинными узкими рукавами.
К примеру, у древних евреев
мужская одежда состояла из рубахи (кутонет) и плаща (симла).
Симла представляла собой четырёхугольный кусок грубой шерстяной
ткани чёрного или бурого цвета, сшитый таким образом, что оставалось одно
отверстие спереди и два по бокам, для рук. Широкая складка на груди заменяла
карман. Днём симла служила одеждой, а ночью — одеялом. У бедняков она
часто была единственным имуществом, тогда как у богатых людей гардероб был
гораздо более обширным, включавшим одежды для разных случаев, для разных времен
года и даже для разного времени суток. Одежду украшали вышивкой;
в холодное время года носили одежду, отороченную мехом. Закон предписывал по
четырём углам верхней одежды пришивать кисти
(цицит)
и вставлять в них нити из голубой шерсти, чтобы они постоянно напоминали о заповедях
Божьих.
Женский костюм, в общем, мало отличался от мужского, хотя закон и
угрожал смертью тем, кто одевался не сообразно своему полу. Разница заключалась
в том, что одежда женщин была длиннее, шилась из более тонких тканей и богаче
отделывалась. Знатные женщины предпочитали узорчатые ассирийские и пурпурныефиникийские,
а также прозрачные египетские
и индийские
ткани; некоторые из этих тканей, по свидетельству современников, были так
тонки, что целая штука такой материи в свёрнутом виде была величиной не больше
ореха. Из них делали длинные и очень широкие, со множеством складок, одеяния.
Мода требовала носить их с напуском; для этого одежду стягивали кушаком
и разнообразными пряжками.
Богатый женский костюм состоял, как правило, из нескольких верхних и нижних
одежд, причём верхняя одежда чаще всего была белого цвета.
Античность
Основные статьи: Костюм Древней
Греции, Мода в Древнем
Риме
В Древней Греции
основным сырьём для изготовления одежды служили лён (правда,
гораздо худшего качества, чем египетский) и овечья шерсть. Прядение и ткачество
были исключительно женскими занятиями. Готовую ткань отбеливали или окрашивали.
Как и все южане, греки любили яркие цвета (различные оттенки зелёного,
красного, оранжевого и т. п.). Траурными цветами считались чёрный, тёмно-зелёный
и серый. Самыми нарядными считались белые ткани, а самыми дорогими —
пурпурные, что было связано с исключительной дороговизной пурпурной краски,
вследствие трудоёмкости получения красителя. Одежду украшали вышивкой
(иногда — полностью, чаще — по краям, в виде каймы); вышивку могли
дополнять нашитыми золотыми пластинками или бляшками.
В крито-микенскую
эпоху (XVI—XIII вв. до н. э.) повседневная одежда мужчин
состояла из набедренной повязки, а праздничная — из длинной цветной юбки,
поверх которой набрасывалось похожее на сетку одеяние. Охотники и воины носили
короткие кожаные штаны. Что касается женщин, основной деталью их одежды тоже
была юбка — длинная, расклешённая
книзу, со множеством нашитых оборок, расположенных горизонтальными ярусами одна
над другой (историки моды нередко называют такие юбки «кринолинами»).
Юбку дополнял короткий жакет,
стянутый под грудью шнуровкой, с узкими короткими рукавами и очень глубоким
вырезом, полностью обнажавшим бюст. В прохладную погоду на плечи набрасывали
длинные шали
и шарфы
с кистями и бахромой. Предметы одежды скреплялись между собой с помощью шнурков
или пуговиц.
До сих пор неизвестно, как возник этот уникальный тип женской одежды, что ему
предшествовало, почему он вышел из употребления и почему никак не повлиял на
греческий костюм
последующих эпох.
Раннее Средневековье
В стиле одежды периода раннего Средневековья лежит стиль, оставшийся
европейцам от периода великого переселения народов. Это меховые и кожаные
плащи, кожаные и костяные элементы защитной одежды, примитивная обувь и обмотки
для штанов. Длинные и короткие туники, надеваемые одна на одну, плащи — от
шкур до сшитых кусков ткани, сколотых, связанных, прошнурованных, с отделкой и
без. Штаны: короткие, до колен, длинные, прикрепленные обмотками к икрам и
заправленные в кожаные чулки или обувь — постолы.
Позднее Средневековье
Период господства церкви определил образ жизни средневекового человека,
социальные границы общества и эстетическое кредо. Крестовые походы (1095—1270)
сопутствовали влиянию восточной моды на европейскую. Унификация, продиктованная
бедностью и примитивностью производства, восполняется погоней за объёмом и
размером. Рыцарские турниры и вся сопровождавшая их экипировка — латы,
штандарты и гербы, блоо, попоны лошадей — в своей пестроте и асимметрии
рисунков породили костюмы так и называвшиеся — «гербовыми».
Новое время
В XIX веке
мануфактурные технологии благодаря изобретению паровой машины
(а также электричества)
вышли на новый уровень. В частности, в 1790 годуЖозеф Мари
Жаккар изобрел одноимённый
ткацкий станок, повышающий точность узора и скорость производства
тканей. Одежда, изготавливаемая с помощью машин, стала более доступной для всех
слоев населения. До этого преобладала одежда из материалов грубой обработки
(одежду из тонких материалов носили только аристократы
и состоятельные люди). В этот период стали появляться виды одежды, используемые
современным обществом: облегающая одежда, с короткими рукавами, летняя и
зимняя, из преимущественно темных тканей. Улучшение санитарно-гигиенических
условий, а также экономических, позволяет значительной части населения Европы
и Северной Америки
носить нижнее белье.
Современные виды одежды[3][4]
Бытовая одежда
Одежда для повседневного ношения в общественных местах и дома.
Подразделяется на:
• Домашняя — Комфортная функциональная одежда для
ношения в свободное время
• Повседневная — Одежда для выхода из дома (на работу, в
гости, на мероприятия и т. д.). Должна соответствовать ситуации для
поддержания имиджа человека; в случае работы возможен дресс-код
• Выходная — Одежда для торжеств, приёмов, праздников.
Подчиняется дресс-коду.
• Зрелищная — Различные костюмы для цирковых,
театральных, киноисполнений, создающие образ актёра.
• Для отдыха
Национальная
Может быть повседневной, выходной или обрядовой. Заключает в себе
традиции народного
костюма.
Производственная
Используется работниками промышленности, сельского хозяйства,
медицинской сферы и сферы транспорта. Предохраняет человека от опасных условий
и травм, защищает от пыли и грязи. Производственная одежда подразделяется на: специальную,
санитарную и форменную.
Униформа
Для работников бюджетных организаций и ведомств
Спортивная одежда
Разрабатываемая с учётом эргономики, условий низких температур и других
неблагоприятных воздействий, необходимости защиты спортсмена от травм.
Введение в моду спортивной экипировки было обусловлено возрастающим
вниманием к здоровью и фитнесу в конце XIX и начале XX веков и закреплено
популярностью туризма и путешествий. В 1920-е годы, ломая стереотипы
повседневной жизни, женщины с удовольствием облачались в пляжные пижамы.
Вначале их надевали поверх купальников, и лишь затем эта разновидность одежды
превратилась в предмет сугубо домашнего использования. Со временем широкие
неформальные брюки, в которых расхаживали по дому. создали предпосылки для
интеграции спортивной одежды в модный гардероб. Та же тенденция предшествовала
появлению удобного боди.
• Амазонка
• Зауженные спортивные штаны
Головные уборы
Основная статья: Головной убор
Текстильные, вязаные, плетёные, кожаные и меховые изделия для защиты
головы от воздействия температур, дождя, солнечных лучей, пыли и другое.
По принадлежности классифицируют мужские и женские головные уборы; по
возрастной категории различают детские, молодёжные и взрослые. По назначению
головные уборы делят на повседневные, производственные, спортивные и
форменные — повседневные отвечают функциональным, эстетическим и
эргономическим требованиям; производственные головные уборы являются средством
индивидуальной зашиты и должны предохранять человека от воздействия вредных
производственных факторов, от загрязнения (работники производств, медработники,
повары); форменные головные уборы являются частью обмундирования для людей
разных родов службы (военных, милиции).
См. также Виды головных
уборов
Обувь
Основная статья: Обувь
• Башмак
• Ботинки
• Лыжные ботинки (спорт)
• Валенки
• Калоши
• Кеды
• Кроссовки
• Сандалии
• Сапоги
• Тапочки
• Туфли
• Босоножки
Национальная одежда
• Русский национальный костюм
• Японская одежда
• Гумбаз
Производство одежды
Различают индивидуальное и массовое (промышленное)
производство одежды.
Индивидуальное производство — пошив
единичных экземпляров по заказу клиента в ателье
и частными мастерами. Одежда изготавливается по меркам, снятым с клиента, с
учётом особенностей фигуры.
В ателье чаще всего разделение труда происходит между рабочим персоналом
таким образом: закройщик снимает мерки с клиента, обсуждает фасон будущего
изделия, отрисовывает эскиз, подбирает материалы (ткань, фурнитура),
изготавливает лекала и проводит предварительные и окончательные примерки;
портной осуществляет раскрой и пошив изделия.
В ателье и частными мастерами при проектировании конструкции одежды
используется метод макетирования, методики конструирования — чаще всего,
«Единый метод конструирования ЦОТШЛ»
и методика «Мюллер и сын».
Метод макетирования (он же муляжный метод или метод
наколки) — получение объёмной формы конструкции путём накалывания (или
наклеивания) на манекен или фигуру человека кусков бумаги, макетной ткани или
материала, из которого будет изготовлена одежда. После завершения процесса
макетирования объёмную форму с человека или манекена снимают, укладывают на
плоскую поверхность и разрезают — получая уже конструкцию на плоскости.
Правильно выполненное макетирование учитывает все особенности фигуры, одежду по
лекалам, спроектированным таким методом, можно шить без промежуточных примерок.
Эксплуатационные требования к одежде
Эксплуатационные требования заключаются в удобном условия носки и
надёжности изделия в эксплуатации. Удобство в носке создаётся за счёт
правильности выбора припусков, размеров и положения деталей материала.
Надёжность т. е. безопасная служба в заданных условиях в течение срока
до машинно-морального или физического износа, обеспечивается за счёт
правильного выбора материалов в соответствии с значением изделия,
использованием различных прокладок, кромок, технических обработок.
Эстетические требования включают в себя художественное оформление,
подбор материала по цвету, рисунку, отделке, соблюдение пропорций частей
одежды.
Производственные требования, направлены на обеспечение приготовление
одежды с рациональным использованием материалов и трудоёмкости обработки. Это
способствует снижению себестоимости изделия и повышению эффективности
производства. Экономически модель по расходу материалов обеспечивается при
разработке конструкции модели, снижение потерь при обработке изделия в швейном
цехе, минимальной трудоёмкости обработки достигается за счёт технологии,
прогрессивных новых материалов, высокопроизводительного оборудования.
В техническом описании одежды модели изделия даётся общая характеристика
изделия конструкций изделий в следующем порядке:
• вид и назначение модели
• вид основного материала, цветовой гаммы
• силуэт
• покрой
• вид застёжки
• характеристика основных деталей (перед, спинка, рукав,
воротник)
• отделка
• рекомендации размера и роста группы полноты
Общие сведения о конструкции одежды
Конструкция одежды опирается формой и количеством деталей, строением и
расположением её швов и узлов. Характер конструкции одежды можно различать по
нескольким признакам: внешние формы, конструктивное построение оси частей, вид
соединения швов, вид материала.
Силуэт - плоскостное изображение, очертания, передаваемое классическим
силуэтом является прямой, прилегающим в отдельные периоды становления модными и
другими силуэтами. К основным признакам покроя плечевой одежды относится покрой
рукава, членение основных деталей продольных линий (рельефы), поперечных
(соединений лифа с юбкой) швами. Основным покроем рукава является втачной,
реглан, цельновыкроенный. В свою очередь втачной рукав имеет две разновидности:
обычный и рубашечный покрой.
Ниточные соединения деталей одежды
При изготовлении одежды используют несколько способов соединения деталей
и обработка их краев: ниточный, клеевой, сварной, комбинированный.
При ниточном способе детали скрепляются ручным стежком или машинной
строчкой.
В клеевых швах, материал скрепляют клеем в виде пленки, порошка, нити.
В сварных швах используют термопластические свойства синтетических и
пленочных материалов.
Стежок - один элемент структуры, полученный при ниточном способе между
двумя последующими проколами материала и иглой. При без ниточном соединении -
между контактами инструмента с соединением деталей.
Строчка - последовательный ряд стежков.
Шов - последовательный ряд стежков на материале в один или несколько
слоев.
Стежки и строчки бывают: машинные, ручные, сквозные, потайные.
Современные тенденции развития одежды
Стиль унисекс
Основная статья: Унисекс
Стиль унисекс стал развиваться на западе в 1960-е годы в результате
изменения мужской и женской роли в обществе[5]. Главная
черта всех вещей этого стиля —
это полное отсутствие признаков, указывающих на половую принадлежность их
владельца. Первая массовая «бесполая» одежда — джинсы.
Инновации в производстве одежды
Основные направления внедрения ИТ-технологий в швейной
промышленности — автоматизированное проектирование моделей одежды и
автоматизированный раскрой.
Последнее время активно используются САПР (система
автоматизированного проектирования, CAD) — программа, создающая
базовые и модельные конструкции, их лекала. Позволяет создавать градацию по
размерам, составляет схему эффективной схемы раскладки лекал на материале,
создаёт 3D-модель, помогает специалистам-технологам составить технологическую
документацию.
Следующие автоматизированные устройства упрощают составление лекал и
раскрой:
• Фотодигитайзер — устройство, позволяющее
преобразовывать бумажные лекала в электронный вид.
• Бодисканер — устройство для сканирования фигуры
человека для дальнейшего составления 3D-модели. В сочетании с САПР позволит
составить лекала по индивидуальным меркам.
• Автоматизированный раскройный комплекс —
устройство, осуществляющее автоматический раскрой материала (ткани, кожи) при
помощи лазера или роликового ножа по заданной программе.
В производстве трикотажной одежды используются программируемые вязальные
машины, облегчающие задачу конструктора-модельера и позволяющие создавать более
сложные рисунки-переплетения.
Постоянно совершенствуется и смежная область — ткацкое
производство, осваивая новые натуральные волокна (бамбук, крапива),
совершенствующая состав тканей (смешение натуральных и синтетических волокон
позволяет добиться интересной фактуры ткани, повысить прочность, истираемость,
эластичность ткани), разрабатывает новые составы для обработки ткани
(несминаемость, стойкость к загрязнениям и влаге).
Одежда для домашних животных
В XX веке одежда для домашних животных стала модным трендом, на котором
специализируется часть компаний и дизайнеров. Первоначально функцией такой
одежды была защита от холода короткошёрстных или лишённых подшёрстка видов
домашних питомцев (например, шнауцеров) во время прогулки, но со временем
добавилась также исключительно декоративная её функция.
Япония
Верхняя одежда:
Кимоно
Основная статья: Кимоно
Кимоно́ (яп. 着物, кимоно, «одежда»; яп. 和服, вафуку, «национальная
одежда») — традиционная одежда в Японии.
С середины XIX века считается японским «национальным костюмом». Также кимоно
является рабочей одеждой гейш
и майко
(будущая гейша).
С кимоно связан японский
праздник «Сити-Го-Сан».
Кэйкоги
Основная
статья: Кэйкоги
Кэйкоги' (яп. 稽古着 или 稽古衣) — японское
слово, означающее тренировочный костюм (кэйко — тренировка, ги(ки) —
костюм, одежда). В России и в бывших союзных республиках ещё не совсем верно
называют эту одежду Кимоно (их отличие в том, что у Кимоно нет штанов).
Синонимом слова Кэйкоги является слово Доги (вольно — одежда для занятий
Будо). Кэйкоги используется для обозначения униформы, носимой при занятиях боевыми
искусствами.
Оби
Основная
статья: Оби
Оби (яп. 帯?, букв. «пояс») — несколько различных типов японских поясов,
носимых как мужчинами, так и женщинами поверх кимоно
и кэйкоги.
Хакама
Основная
статья: Хакама
Хакама (яп. 袴) — первоначально в Японии
кусок материи,
обертываемый вокруг бедер, позднее длинные широкие штаны в складку, похожие на юбку
или шаровары,
традиционно носимая мужчинами в неформальной обстановке, в качестве формы в
некоторых боевых искусствах.
Юката
Основная
статья: Юката
Юка́та (яп. 浴衣?) — традиционная японская
одежда, представляющая собой летнее повседневное хлопчатобумажное, льняное или пеньковое кимоно
без подкладки.
Обувь
Таби
Гэта
Основная
статья: Гэта
Гэта (яп. 下駄?) — японские деревянные сандалии
в форме скамеечки,
одинаковые для обеих ног (сверху имеют вид прямоугольников со скруглёнными
вершинами и, возможно, немного выпуклыми сторонами). Придерживаются на ногах
ремешками, проходящими между большим и вторым пальцами.
Дзори
См. также
•
• Нательное бельё
• Носок
• Детали швейных изделий
• Женская одежда
• Мужская одежда
• Детская одежда
• Костюм
• Русский национальный костюм
• Стиль одежды
• Размеры одежды
• Дождевая одежда
• Секонд-хенд
Примечания
1 ↑ Фасмер М. Этимологический
словарь русского языка. — Прогресс. — М.,
1964–1973. — Т. 3. — С. 121.
2 ↑ В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова «Моделирование и
художественное оформление одежды», 2010
3 ↑ Силаева М. А. Пошив изделий по индивидуальным заказам: Учебник
для НПО. —
7-е изд., перераб.. — М.: Издательский
центр «Академия», 2012. — С. 6. — 528 с. — ISBN
978-5-7695-5673-9.
4 ↑ Радченко И. А. Основы конструирования и моделирования одежды:
Учебник для НПО. —
1-е изд.. — М.: Издательский
центр «Академия», 2012. — С. 11. — 464 с. —
ISBN
978-5-7695-8444-2.
5 ↑ Стили. Унисекс. Статья портала
IRstyle
Литература
• ГОСТ
17037-85 (СТ СЭВ 4827-87) — Изделия
швейные и трикотажные. Термины и определения.
• Анучин Д. Н. Одежда
// Энциклопедический
словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). —
СПб., 1890—1907.
• Гессен Ю. Одежда
// Еврейская
энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
• С.
Слоневский. Одежда // Большая
советская энциклопедия. В 65 томах / гл. ред. О. Ю. Шмидт. —
1-е изд. — М.: Советская
энциклопедия, 1939. — Т. 42 (Нидерланды —
Оклагома). — С. 720—726. — 832 с. — 45 500 экз.
• Одежда — статья
из Большой
советской энциклопедии (3-е издание)
Ссылки
• Моделирование и
конструирование одежды (фильм)
a
Категория: Одежда