Термин
Греческое слово
μουσική представляет собой прилагательное женского рода. Женский род
объясняется его согласованием с существительными женского рода др.-греч.
τέχνη (ремесло, профессиональная деятельность муз,
ср. позднейшее «техника») или греч.
ἐπιστήμη (мусическая наука, знание предметов божественной деятельности муз).
Позже прилагательное μουσική субстантивировалось,
в Древнем Риме слово musica отмечается и в функции прилагательного
(женского рода, например, в словосочетании ars musica) и как
существительное (музыка).
В русском
литературном языке XIX века закрепилось ударение на первый слог (от латинского
musica), хотя ещё у Пушкина встречается ударение на втором слоге («из
наслаждений жизни / одной любви музыка уступает»).
В древнерусском
языке вплоть до XVIII века в таком же значении использовалось слово тμουσική) и
дериваты
(например, прилагательное «мусикийский»), например, в труде Николая
Дилецкого «Грамматика пения мусикийского». Изредка «мусикийский»
встречается как архаическая стилизация и в литературных сочинениях XIX века
(например, у Гоголя в «эссе Жизнь»).
История музыки
Основная
статья: История музыки
Предполагается,
что появление современного человека
произошло около 160 000 лет тому назад в Африке.
Около 50 000 лет тому назад люди заселили все пригодные для жизни континенты.
Поскольку все люди мира, включая наиболее изолированные племенные группы,
обладают некоторыми формами музыки, историки пришли к выводу, что музыка должна
была присутствовать у первых людей в Африке, до их расселения по планете.
Предполагается, что после возникновения в Африке музыка существует, по крайней
мере, 50 000 лет и постепенно превратилась в неотъемлемую часть человеческой
жизни по всей планете[2].
Доисторической,
или примитивной, принято обозначать устную музыкальную традицию. Примерами
может служить американская и австралийская музыка аборигенов. Доисторическая
эра в музыке заканчивается с переходом к записи музыкальных произведений.
Возраст наиболее древней известной песни, записанной на клинописной табличке и
обнаруженной на раскопках Ниппура,
оценивается примерно в 4 тыс. лет.
Флейта —
самый древний зафиксированный учёными музыкальный инструмент. Один экземпляр
был обнаружен рядом со скульптурами, которые относят к 35-40 тыс. лет
до н. э.[3]
Музыка
древнего Египта
На стенах пирамид,
в древних папирусах, в сборниках «Тексты пирамид» и «Книга мертвых» есть строки
религиозных гимнов. Встречаются «страсти» и «мистерии». Популярным сюжетом были
«страсти» Осириса,
который ежегодно умирал и воскресал, а также женские песни-плачи над мертвым
Осирисом. Исполнение песен могло сопровождаться драматическими сценами[4].
Музыка играла
важную роль в жизни древних египтян. О значении музыки в Древнем Египте говорят
настенные рельефы древних египетских храмов и гробниц с изображением
музыкантов. Древнейшими музыкальными инструментами египтян были арфа
и флейта.
В период Нового царства египтяне играли на колоколах, бубнах, барабанах
и лирах, импортируемых из Азии[5]. Богатые люди устраивали приёмы с
приглашением профессиональных музыкантов[6].
Музыка Древней
Греции
Считается, что
именно в Древней Греции музыка достигла наивысшего выражения в культуре Древнего мира.
Само слово «музыка» имеет древнегреческое
происхождение, буквально оно переводится "искусство муз",
девяти богинь древнегреческой мифологии. В Древней Греции впервые была отмечена
некая закономерная связь между звуками и математическими величинами, открытие
чего связано с именем Пифагора.
Музыкальные законы понимались как совершенство, согласованность, благозвучие.
Теория музыки
Основная
статья: Теория музыки
Теоретические
аспекты музыки изучает музыковедение.
Теория музыки
даёт ответы на вопросы о том, каким правилам подчиняется музыка, что лежит в её
основе и чему надо научиться, чтобы не только грамотно исполнять музыку, но и
понимать её. При анализе музыки выделяются следующие основные категории — мелодия,
гармония,
контрапункт
(полифония), форма.
Прикладная теория, основываясь на материале исследований, ставит своей целью
создание и совершенствование методов обучения музыке, позволяющих овладевать
исполнительской практикой, тренировать восприятие музыки. Базовыми навыками
являются сольфеджио — чтение музыки с листа, запись нот на слух, анализ на
слух и пр., чтение различных видов партитур,
оркестровка,
искусство импровизации,
азы композиции[7].
Музыкальный
звук
Основная
статья: Музыкальный звук
Музыка строится
из музыкальных звуков. Они обладают определённой высотой (высота основного тона
обычно от до субконтроктавы до до — ре пятой октавы (от 16 до 4000 —
4500 Гц). Тембр музыкального звука определяется присутствием обертонов и
зависит от источника звука. Громкость музыкального звука не превышает порога
болевого ощущения. Музыкальный звук обладает определённой длительностью.
Физическая особенность музыкального звука состоит в том, что звуковое давление
в нём является периодической функцией времени[8].
Музыкальные звуки
организуются в музыкальную систему. Базисом для построения музыки является звукоряд.
Динамические оттенки подчинены шкале громкостей,
не имеющей абсолютных значений. В наиболее употребительной шкале
длительностей соседние звуки находятся в отношении 1:2 (восьмые так
относятся к четвертям, как четверти к половинам, и т. п., см. Ритмическое
деление).
Музыкальный
строй
Основная
статья: Музыкальный
строй
Музыкальным
строем называют систему отношений звуков по высоте, принятой в той или иной
практике настройки музыкальных
инструментов, которая характеризуется заданием частот
звучания нот. Существует много разных музыкальных строев, например, пифагорейский
или среднетоновый.
На современных музыкальных инструментах с фиксированным строем обычно
используется равномерно
темперированный строй.
При настройке
инструмента разным нотам присваиваются разные частоты звучания. При этом
присвоение частот можно произвести разными способами. Например, чистый строй
характеризуется абсолютно чистым звучанием квинты
на первой ступени основной тональности,
но при этом другие квинты звучат уже не так чисто, а некоторые —
откровенно фальшиво (волчья квинта).
Если немного изменить частоты звучания нот, то можно добиться улучшения
звучания интервалов, которые, не будучи идеально чистыми, тем не менее, звучат
приемлемо для слуха (как, например, на равномерно темперированном фортепиано).
Созвучие
и гармония
Подавляющее
большинство современных музыкальных направлений широко использует одновременное
звучание тонов, которое называется созвучием.
Созвучие двух звуков называют музыкальным
интервалом, а из трёх и более звуков — аккордом[9], закономерность же сочетания тонов в созвучии
называется гармонией[10]. Термин «гармония» может касаться как отдельно
взятого созвучия, так и общих закономерностей их использования. Гармонией
называется также отрасль музыковедения, изучающая эти закономерности.
По акустическому
качеству различают консонантные и диссонантные созвучия, первые характеризуются
благозвучным звучанием, вторые — напряжённым. Их противопоставление и
плавный переход диссонансов в консонансы в классической гармонии является одним
из ключевых формообразующих факторов. В ряде авангардных музыкальных
направлений, однако, противопоставление консонансов и диссонансов снимается.
Обозначение
музыкальных звуков
Основная
статья: Музыкальная
нотация
Многие
музыкальные культуры выработали свои системы фиксации музыки с помощью
письменных знаков. Преобладание семиступенных диатонических ладов в европейской
музыке стало причиной того, что в процессе эволюции было выделено семь нот,
названия которых происходят из латинского гимна св. Иоанна[11] — до, ре, ми, фа, соль,
ля, си.
Эти ноты образуют семиступенный диатонический звукоряд, звуки которого могут
быть расположены по квинтам, а интервалы между соседними ступенями составляют
большую или малую секунду. Названия нот распространяются на все октавы
звукоряда.
Остальные 5 звуков
12-ступенного ряда могут быть получены продолжением квинтового круга или
построением аналогичного 7-ступенного звукоряда от другой ноты. Для обозначения
этих звуков принято использовать знаки альтерации —
диез
и бемоль,
изменяющие высоту ноты на маленький музыкальный интервал — один полутон.
Классификация
музыкальных произведений
Музыкальная
форма
Основная
статья: Музыкальная
форма
По строению
музыкальные произведения принято относить к различным музыкальным
формам (например, сонатная форма,
вариационная
форма и т. д.).
Всякий
музыкальный материал, построенный согласно определённым принципам в законченное
целое, обретает форму — музыкальную форму. Существует множество
классификаций форм музыкальных произведений. В самом общем случае для
категоризации используют технику музыкального письма: выявленное при анализе
произведения преобладание той или иной техники позволяет относить работу к той
или иной форме. Выделяют формы монодические (мелодия без аккомпанемента), формы
полифонические (многоголосые контрапунктические), формы гомофонные
(гармонические). Прослеживается связь между разделением на формы и различием в
истоках их происхождения. Так, если истоками монодических форм служили
распевания тех или иных текстов, то в основе развития гомофонных форм лежало
развитие инструментальной музыки. Для гомофонных форм весьма часто сохранились
названия, пришедшие от ранних форм, например, рондо,
соната.
На более высоком
уровне восприятия музыки форма становится носителем не только технических
характеристик произведения. С точки зрения композитора, создающего музыку по
определённому замыслу, или теоретика, способного охватить взглядом всю широту
музыкального поля и подвергнуть его анализу, форма получает возможность
включить в себя и эстетические характеристики. Показательно с этой точки зрения
разделение на «форму музыки» и «форму в музыке»[7].
Жанры,
направления, стили
Основная
статья: Список
музыкальных жанров, направлений и стилей
Музыкальные
произведения можно условно разделить по жанрам,
направлениям и стилям. Критериями подобного разделения могут служить ритм,
используемые
инструменты, приёмы и другие параметры.
Стиль тесно
связан с характером музыкального произведения, то есть с тем, как произведение
воспринимается слушателем, какое создаёт у него впечатление. В связи с этим принадлежность
к стилю требует рассмотреть музыкальное произведение целиком. Оценивается и
непосредственно материал произведения — гармонический, мелодический,
полифонический, ритмический. Оценивается и та форма, в которую этот материал
воплощён. Также в понятие стиля включается и инструментовка, то есть
непосредственно оценка музыкальных инструментов, использующиеся для
воспроизведения, так как выбор тех или иных инструментов также способен сильно
повлиять на восприятие.
Одно из
распространённых делений на стили — по композиторам и по эпохам. Например,
свойственный Баху гармонический, мелодический, полифонический, ритмический
материал позволяет выделять «стиль Баха», поскольку имеется возможность
отметить его несомненное отличие от материала других композиторов. Аналогично
та или иная эпоха, обладая заметными чертами в музыке, позволяет вводить
понятия о стиле данной эпохи (например, музыкальный стиль 18 века
и т. п.). Весьма важным для определения стиля является характер
музыкального письма[7].
Музыкальные инструменты
Основная
статья: Музыкальные
инструменты
По способу
извлечения звука инструменты относят к струнным, духовым, клавишным, ударным,
электронным и пр. Согласно разработанной в начале XX века системе
классификации Хорнбостеля — Закса инструменты разделяют по двум
основным признакам: источнику звука (мембрана, струна, столб воздуха и пр.) и
способу извлечения звука (смычковые, щипковые, язычковые и пр.).
Физическая основа
музыкального инструмента, производящего музыкальные
звуки (за исключением цифровых электрических устройств), — это резонатор.
Это может быть струна, столб воздуха в некотором объёме, колебательный
контур, или иной объект, способный запасать подведённую энергию в
виде колебаний. Резонансная частота резонатора определяет основной тон (первый обертон)
производимого звука. Инструмент может производить столько звуков одновременно,
сколько резонаторов в нём смонтировано. Звучание начинается в момент ввода
энергии в резонатор. Резонансные частоты резонаторов некоторых инструментов
часто можно плавно или дискретно изменять в процессе игры на инструменте. Для
принудительного прекращения звучания можно использовать демпфирование.
Влияние музыки на живыe существа
У человека
прослушивание музыки может сопровождаться чувством эйфории,
вызванным высвобождением дофамина
в области полосатого телаголовного мозга[12][13].
Установлено, что
у людей, кроликов,
кошек,
морских свинок
и собак
под воздействием музыки может изменяться кровяное
давление, увеличиваться частота
сердечных сокращений, а также уменьшаться ритм и глубина дыхательных
движений вплоть до полной остановки дыхания[14]. У собак из группы пород пинчер
эти изменения сильнее, чем у других собак (давление изменяется на 70 мм
ртутного столба)[14].
Проведённый в
Японии эксперимент показал, что у кормящих матерей, слушающих классическую
музыку, количество молока
увеличивается на 20-100 %, а у слушающих джаз и поп-музыку сокращается на
50-20 %[14].
Классическая
музыка снижает агрессивность у выведенного в Бразилии нового вида пчёл,
однако наслаждающиеся музыкой пчёлы перестают трудиться[14].
Даже среди
животных одного вида есть различия: определённая часть равнодушна к музыке,
часть — весьма чувствительна и восприимчива, а некоторые оказываются
способными к активному музыкальному творчеству[14].
Люди, страдающие амузией,
не способны распознавать и исполнять музыку.
Музыкальное содержание
Как и прочие виды
искусства, музыка не имеет выраженной материальной ценности, поскольку
нематериальные её результаты проявляются, прежде всего, в духовной жизни человека
и общества. Оказывая влияние на внутренний мир людей, искусство способно
создавать или изменять нравственно-духовные ценности, обладая определённым
содержанием. В отличие от многих других видов творчества, музыкальное
содержание с трудом поддаётся формализации и описанию, так как требует не
понятийного характера мышления. Воздействие музыки осуществляется широким
фронтом, влияя не только на эмоции и чувства, на психику и телесную моторику,
но и затрагивая также способности к интуиции, игре, созерцанию, фантазии.
Отсюда частое рассмотрение содержания музыки как сакрального вида искусства[15]. Противоречие между явной способностью музыки
оказывать влияние на человека и невозможностью ясно выразить то содержание, что
оказало влияние, привело к значительному разнообразию в ответе на вопрос, что
же именно музыка «говорит» человеку, какое послание в ней содержится.
Искусствоведами, мыслителями и композиторами давались такие варианты ответа[16]:
• музыка —
это запечатление непосредственно самого человека, его мыслей,
эмоций,
интеллекта,
его подсознательного;
• музыка —
это запечатление внечеловеческого: Бога, сущности бытия,
окружающей действительности, категории положительного.
Между этими
полюсами существуют и промежуточные мнения, пытающие связать их между собой,
например, что «музыка — это отражение действительности в эмоциях и идеях
человека», а также отдельно выделяется группа высказываний, сводящих музыку
только к звукам («музыка — всё, что звучит»).
Пытаясь дать
наиболее объемлющую формулировку, доктор
искусствоведения Казанцева Л. П. даёт следующее определение
музыкального содержания:
• «Музыкальное
содержание — это воплощенная в звучании духовная сторона музыки,
порожденная композитором при помощи сложившихся в ней объективированных
констант (жанров, звуковысотных систем, техник сочинения, форм
и т. д.), актуализированная музыкантом-исполнителем и сформированная
в восприятии слушателя»[16].
При этом в основу
понимания помещается система художественных представлений, возникающих под
влиянием музыки и складывающихся собственно в музыкальное содержание. Являясь
сложным продуктом деятельности психики человека, эти представления имеют своей
предметной стороной переплетающиеся и взаимопроникающие понятия человека,
окружающего его мира и непосредственно самой музыки. Задачей музыки является
порождение этих представлений, их организация между собой с помощью музыкальных
средств и методов. Базовым инструментом здесь выступает интонация,
которая позволяет управлять представлениями, выстраивая их в нужной
последовательности и концентрации. Умелое использование музыкального материала
позволяет создавать из представлений обобщения различной степени — от
музыкальных образов до музыкально-художественных тем и идей. При этом важной
особенностью музыки является непрерывная переорганизация порождаемой ей системы
представлений, что, помимо богатства образов, даёт также динамическую
увлечённость, способность захватить слушателя за собой.
Созданное
композитором музыкальное произведение является воплощением части его
внутреннего мира. Рефлексируя, автор переосмысливает имеющийся в его
распоряжении материал, создавая новые образы. Богатство используемого
композитором материала огромно, и в некоторых случаях оно может даже довлеть
над создателем, мешая ему свободно творить. Однако автор не может существовать
в вакууме, так или иначе он изначально является носителем музыкальных
культурных традиций и существует на поле разработанных музыкальных форм,
стилей, звуковысотных систем, жанров, техник, символики музыкальных
инструментов, смысловых амплуа тональностей и прочего. Если опыт
предшественников не используется, то существует вероятность, что музыкальное
содержание произведения останется не понятным слушателю, который на самом деле
существует ровно в той же культурной атмосфере. Таким образом, известный
материал помогает коммуникации произведения со слушателем и может служить
«средством доставки» нужного автору содержимого, его художественных идей[16].
Примечания
1 ↑ Большая российская энциклопедия. Том 21. М., 2013,
с.403.
2 ↑ The origins of
music / ed. by Nils Lennart Wallin, Björn Merker, Steven Brown.— MIT Press, 2001.— 498p.— ISBN
978-0-262-73143-0
3 ↑ Рядом с
древнейшей скульптурой найдены музыкальные инструменты, Элементы.ру (26 июня
2009).
4 ↑ Розеншильд К. История зарубежной музыки. М:
Музыка, 1969.
5 ↑ Music in Ancient
Egypt. Digital Egypt for Universities, University College London.
Проверено 9 марта 2008. Архивировано из
первоисточника 28 марта 2008.
6 ↑ Чизлохм Д., Миллард Э. Ранние цивилизации =
Ancient World (Illustrated World History) / пер. с англ. А. М. Голова. —
Росмен, 1994. — С. 39. — 95 с. — 12 000 экз. — ISBN 5-257-00678-2.
7 ↑ Перейти к: 1 2 3 Теория музыкиЭнциклопедия
Кольера. — Открытое
общество. 2000.
8 ↑ Ландсберг Г. С.
Элементарный учебник физики. — 8. — М.: Наука,
1972. — Т. 3.
9 ↑ Способин. Элементарная теория музыки. М.1963
10 ↑ Юцевич Ю. Є. Музика.
Словник-довідник. — Тернопіль: «Навчальна книга — Богдан», 2003 р. ISBN
966-7924-10-6
11 ↑ Сохор А. Н.
Музыка // Музыкальный
энциклопедический словарь. — М.: «Советская
энциклопедия», 1990
12 ↑ Anatomically
distinct dopamine release during anticipation and experience of peak emotion to
music (англ.) // Valorie N Salimpoor, Mitchel
Benovoy, Kevin Larcher, Alain Dagher & Robert J Zatorre Nature.
13 ↑ Emotion and Music (англ.) // Robert Zatorre.
14 ↑ Перейти к: 1 2 3 4 5 Морозов В. П. Занимательная
биоакустика. Изд. 2-е, доп., перераб. — М.: Знание, 1987. — 208 с. +
32 с. вкл. — С. 54-59
15 ↑ Келле В. М.,
Джани-Заде Т. М.Музыка.
// Энциклопедия
Кругосвет
16 ↑ Перейти к: 1 2 3 Казанцева
Л. П. Понятие музыкального содержания
Литература
• Должанский А. Н.Краткий
музыкальный словарь. — 5-е изд.. — СПб.: Лань,
2000. — 448 с. — (Мир культуры, истории и философии). —
15 000 экз. — ISBN
5-8114-0231-7.
• Чередниченко Т.В.,
Чехович Д.О. Музыка // Большая российская энциклопедия. Том 21. М.,
2013, с.403-406.
Музыка в Open
Encyclopedia Project
Музыкальный
словарь
Лекции по теории музыки
С. В. Дамберг,
В. Е. Семенков. Музыка
как феномен повседневности
Berklee Shares (англ.) Уроки музыки
Сергей Лебедев. Англо-русский словарь музыкальных терминов Московская государственная консерватория
Майковская Л. С., Ильясов Ф. Н. Влияние
музыкальных предпочтений на коллективное поведение // Вестник
Российской академии наук 1997. Т. 67. № 3. С. 246—250.
Брайнин
В. Б. Системы
музыкальных языков, краткий экскурс: Европейская vs. Ориентальная. // Опубликовано в: Интеграция науки, менеджмента и образования:
Инновационные подходы, поиски и перспективы развития. Материалы ХII
Международной научно-практической конференции 17 декабря 2013 года. –
Москва 2014. ISBN
978-5-94778-312-4, C. 50—53
О.
Величкина. Музыкальный инструмент и человеческое тело (на материале
русского фольклора) // Тело в русской культуре. — М.:
НЛО, 2005, с. 161—176