Omnium profecto artium medicina nobilissima.
(Hippocratus)
 

Из всех наук, безусловно, медицина самая благородная. (Гиппократ)  


E-mail: svetodarR@inbox.lv        +37129180549 (Латвия) ; +79166848121 (Россия)

Оздоровление
Здоровый образ жизни
Авторские методики
Учебные программы
Мудрость веков
Ценное для души
Интересное о разном
Опасно для здоровья
.

 

Свободное время — общественно-историческое явление, часть социального свободного времени, не занятая делами производственной или жизненной необходимости. Разделяется на два основных подхода:

  Экономический — время как расширение внерабочей силы, средство, превращающее индивида в более развитую личность.

  Социологический — всестороннее исследование самого феномена социального времени, исследование зависимости свободного времени от социально-исторических и индивидуальных особенностей.

 

История

Как указывает проф. СПбГУ Э. Д. Фролов, Аристотель трактовал тему досуга как времени, свободного от каких-либо материально-необходимых занятий, как неотъемлемого свойства гражданского состояния[1].

Слово Leisure (англ. свободное время) происходит от латинскогоlicere что означает «быть свободным», этот термин впервые появился в начале XIX века во время индустриальной революции, когда рабочие на фабриках должны были работать по 18 часов в сутки, отдыхая только по воскресеньям. Хотя к 1870 году более современные технологии и профсоюз привели к уменьшению рабочих часов и разрешению на два официальных выходных — субботу и воскресенье.

Доступный и надёжный транспорт позволил рабочим путешествовать во время их выходных. Первый отпуск к морю был взят в 1870 году, новинка быстро распространилась в Европе и Северной Америке. Рабочие стали копить свои зарплаты и собирать деньги к отпускам, что привело к увеличению организационных работ для проведения отпусков рабочего класса.

Как пишет профессор В.Н. Лавриненко, первым, кто поставил вопрос о понятии свободное время был Томас Мор: «По сути говоря, содержание свободного времени, как общественного явления, было указанно Т. Мором столь чётко, что все последующие философы и социологи ничего принципиально нового и не внесли.» [2]

 

Индивидуальные типы использования свободного времени

1. Творческий тип — главным свойством типа является выбор занятия такой деятельностью, которая направлена на создание, так и копирование предмета, для самоутверждения в том или ином творческом акте.

2. Культурно-потребительский тип — повышение духовной культуры, посещение музеев, библиотек и другие.

3. Рекреативный тип — виды развлекательного отдыха, такие как рыбалка, туризм, танцы и иные.

 

Понятие асоциально-гедонистического типа

Асоциально-гедонистический тип — реализация свободного времени, которое объединяет различные виды деятельности, имеющие низкую или отрицательную моральную оценку. Ярким примером являются подростки Великобритании [3].

 

Разница в традициях

Капиталистическое общество часто оценивало свободное время очень позитивно, так как «свободное время» включало в себя затраты со стороны населения, а это улучшало экономику страны. И в это время так же большее значение придавалось богатым людям, так как богатые люди могли позволить себе больше свободного времени и соответственно денег они тратили больше.

«Трудоголики» это те люди, которые жертвуют своим свободным временем ради работы. Они предпочитают работать нежели отдыхать. Многие рассчитывают достигнуть карьерных высот путём жертвования свободным временем.

Согласно философу Марксу Верха Еву, именно европейцы и американцы в 1960—1970 годах стали сторонниками того, что в наше время можно назвать «социализмом свободного времени». Они верили, что если каждому дать по маленькому кусочку пирога, то минимальные потребности каждого человека будут удовлетворены. Тогда люди могут использовать своё свободное время на благо и развитие искусства, спорта, и многих других видов свободного времяпрепровождения.

Писатель Белфорт Бах в 1884 году написал книгу «Социализм и вопрос о воскресенье». Он хотел, чтобы каждый человек имел возможность на отдых и фокусировал своё внимание на выделении одного универсального дня отдыха.

 

Социология досуга

Социология досуга — отрасль социологии, изучающая:

  Структуру досуга как элемента образа жизни во взаимосвязи с социальными институтами, социальной структурой, культурой и т. д.

  Поведение индивидов и социальных групп во время досуга.

 

См. также

  Образ жизни

 

Примечания

1  Феномен досуга в античном мире

2  В.Н. Лавриненко. Социология. М.:2004 стр.290

3  Социологические исследования 2001 год. Стр.84

 

Литература

  Грушин Б. Свободное время. Величина. Структура. Проблемы. Перспективы. — М., 1966.

  Грушин Б. Свободное время. Актуальные проблемы. — М., 1966.

  Paul Yonnet. Travail, loisir, Temps libre et lien social. Paris: Gallimard, 1999.

  L’Avènement des loisirs (1850-1960). Paris: Flammarion, 2001

  Свободное время в словаре под ред. акад. А. М. Румянцева

   

 

Права человека

        

         Категории: Образ жизниСоциология культурыСвободное время

 

 
   
 
  Created by I.am.human.lv & www.90.lv