Воспитание — целенаправленное формирование личности[1] в целях подготовки её к участию в общественной
и культурной
жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика
И. П. Павлова,
воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
• Воспитание человека составляет помимо прочего предмет
педагогики
как науки.
Цели воспитания —
ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных
и планомерно проведённых воспитательных акций и действий
Общие механизмы научения и воспитания
Понятие воспитание
неотделимо от других образование и профессионализация. Оно коррелирует со значениями
функций умение (знание, навык) планирование (организация, контроль) и т. д.
Наличие этих сквозных связей между достигнутыми объёмами представлений (целым) позволяет
устанавливать соответствие с имеющим уровнем цивилизованности в обществе. А в учебных
заведениях взаимосвязь этих функций позволяет формировать методическое обеспечение
в зависимости от специализации.
Воспитание в общем
у животных — процесс реализации сигнальной наследственности —
передачи навыков потомству через условный рефлекс
подражания с целью формирования стереотипов поведения, а также его результат
(наличие или отсутствие воспитания). Собственно зачатки воспитания демонстрируют
уже низшие хордовые (например миноги),
моллюски
и членистоногие.
Млекопитающие
У высших животных
этот процесс многократно усложняется, включая в себя помимо передачи определённых
навыков адаптации в окружающей среде также и навыки коллективного поведения (в стаде
или стае).
Важнейшим элементом
воспитания является совместная игра детей
и родителей. У многих хищников игры более сложные, они включают элементы тренировок
с разделением ролей, необходимым для успешной совместной охоты.
Отсутствие надлежащего
воспитания, невоспитанность зачастую приводит в дикой природе к негативным
последствиям, вплоть до исчезновения вида.
Человек
Воспитание обычно
строится «на трёх китах»:
• наказание (кнут),
• поощрение
(пряник)
• личный
пример
воспитателя.
Ни одно животное
не затрачивает так много времени и сил на воспитание своего детёныша,
сколько на это необходимо человеку
для воспитания ребёнка, как личности.
Исключительное
значение воспитание приобретает в человеческом обществе. С его помощью формируются:
• вторая
сигнальная
система (речь)
• поведенческая
активность, направленная на изменение
внешней среды
• деятельность, опосредованная через измененные элементы
внешней среды (орудия производства).
Благодаря этим модификационным
возможностям, человеческая популяция создала специфические наследственные структуры
негенетического характера — культуру
и этническую
традицию. Феномен человеческой популяции заложен в качественно новых
способах, по сравнению с популяциями остальных высших животных, коллективной переработки
информации и высокой скорости обработки информации индивидом, живущим в социуме.
В принципе человеческий организм структурно ничем не отличается от всех остальных
высших животных, однако сочетание двух вышеуказанных факторов создало значительное
преимущество в выживании за счёт направленного изменения среды обитания под доступные
пределы адаптации человеческого организма.
Дети джунглей
Известны случаи, когда
оставшиеся без попечения дети выживали в сложных условиях дикой природы, в том числе
при поддержке диких зверей, а в дальнейшем и воспитывались ими. По понятным причинам
такие случаи более часто отмечаются в странах с тёплым климатом, в частности, в
Индии.
По названию известной английской сказки такие дети нередко именуются «детьми-Маугли».
В отличие от благостного завершения упомянутой сказки, такие дети, будучи возвращёнными
в человеческое общество даже в возрасте 6-7 лет, оказываются не в состоянии полноценно
освоить язык и другие виды культурного взаимодействия в обществе.
Объяснение данных
фактов даются в зависимости от педагогических теорий, которых придерживаются соответствующие
авторы.
Так, последователи
культурно-исторического подхода к обучению (Гербарт,
Выготский,
Т. Д. Лысенко[уточнить]
и их последователи), принявшие за основу возможность новообразования (по-английски —
формирования) способностей к обучению и последующего «развития» их объясняют упомянутые
факты задержками новообразования способностей и умственного развития детей, формирования
социально-необходимых для жизни в человеческом обществе ролей.
Последователи природосообразного
подхода к обучению (Коменский,
Дистервег,
Песталоцци,
Ушинский
и другие), говорят о том, что соответствующие природные способности детей в данном
случае не были своевременно пробуждены и востребованы, в связи с чем позже не смогли
раскрыться в полном объёме.
Известен также случай
Каспара Хаузера,
который воспитывался в тюремных условиях, был лишён полноценного воспитания и потому
совершенно не понимал окружающего мира.
Определения
На протяжении столетий
понятие воспитания неоднократно изменялось и корректировалось. До реформ
Петра I
под воспитанием понималось «вскармливание, выращивание»[3], поскольку само слово однокоренное со словом питание.
В словаре Даля было
сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных
потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать
(о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять,
обучать всему, что для жизни нужно…»[4].
По определению ЭСБЭ
(в редакции 1892 года)
воспитание «есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребёнка или
юношу, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима
человеку для исполнения своего назначения человека на земле»[5]. Зигмунд Фрейд
в соответствии со своей концепцией достаточно широко определял воспитание как «процесс
побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности».
Толковый словарь Ожегова описывал воспитание как «навыки поведения, привитые
семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни»[6]. В то же время в современной педагогике даётся и более
четкое определение: воспитание — развитие направленности личности как «верхнего
этажа» её иерархической структуры (формы направленности: мировоззрение, убеждения,
идеалы, стремления, интересы и т. д.)[7].
В психологии воспитание рассматривается в первую очередь как «деятельность по
передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное
воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок,
понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития,
подготовки к общественной жизни и труду»[8].
Виды воспитания человека
Выделяются следующие
виды воспитания человека:
• По содержанию
воспитания:
• умственное
• трудовое
• физическое
• нравственное
• духовно-нравственное
• эстетическое
• правовое
• патриотическое
• половое и полоролевое
• экономическое
• экологическое (автор концепции — Е. К. Янакиева)
• и т. д.
• По институциональному
признаку:
• семейное
• религиозное
• социальное
(в узком смысле)
• дизсоциальное
(асоциальное)
• коррекционное
• По доминирующим
принципам и стилю отношений (это разделение не является ни общепринятым, ни чётким):
• авторитарное
• свободное
• демократическое
• В силу
значительной широты охвата понятия в целом, в российской педагогике выделяется такое
понятие, как
• социальное
воспитание — целенаправленное
создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека.
Категория воспитания — одна из основных в педагогике. Исторически сложились
различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объём понятия, многие
исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие
на личность общества в целом (то есть отождествляя воспитание с социализацией),
и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную
формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений[9].
Дефекты воспитания
Дефекты воспитания
являются своеобразным «браком» процесса воспитания, когда в силу тех или иных причин
у особи не вырабатываются некоторые из этологических стереотипов или же, соответственно,
не усваиваются определённые адаптивные нормы. Дефекты воспитания могут быть относительно
безвредными, но могут и представлять существенную опасность как для самой особи,
так и для её окружения и среды обитания. Причинами возникновения дефектов воспитания
могут быть по отдельности или в совокупности следующие факторы:
• расстройства
здоровья индивида (особи)
• особенности
среды, в том числе социальной
• наследование
дефектов воспитания
• дефицит
ресурсов
• издержки
технологии и методологии воспитания
и т. д..
Наличие дефектов воспитания может быть причиной проявления в дальнейшем у индивида
различных форм девиантного поведения. Одновременно с этим механизм формирования
дефектов воспитания в природе является своеобразным фильтром, действующим в рамках
естественного
отбора и предотвращающим устойчивое воспроизведение определённых патологий
(не обязательно поведенческих) в потомстве.
Примечания
1 ↑ Гавров С. Н.,
Микляева Ю. В., Лопатина О. Г. Воспитание как антропологический феномен.
Учебное пособие. — М.: Форум, 2011. — 240 с. — ISBN
978-5-91134-545-7
2 ↑ Чуковский К. И. От двух до пяти. — М.:
КДУ, 2005. — 400 с. — 5000 экз. — ISBN
5-98227-092-X
3 ↑ Словарь русского языка XI—XVII вв.- М., 1976.
4 ↑ Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка:
В 4 т. М., 1989.
5 ↑ Энциклопедический словарь: В 82 т. / Ф. А. Брокгауз,
И. А. Ефрон.- СПб., 1892.
6 ↑ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый
словарь русского языка
7 ↑ А. М. Новиков.
Основания педагогики. — М.: Эгвес, 2010.
8 ↑ С. Ю. Головин. Словарь практического психолога.
9 ↑ Мудрик А. В. Воспитание / гл. ред.
Давыдов В. В. — Российская педагогическая энциклопедия. — М.:
Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993. — Т. 2. — С. 166–168. —
608 с. — ISBN
5-85270-140-8.
См. также
• Педагогика
• Образование
• Педагогическая психология
• Категория педагогики
• Этология
• Антисоциальная психопатия
• Рыцарское воспитание
• Половое воспитание
• Физическое воспитание
• Воспитание детей
• Психология родительства
• Дополнительное образование детей
Литература
• Гумилёв Л. Н.
Этногенез и биосфера Земли. — СПб.: Кристалл, 2001. — ISBN
5-306-00157-2.
• Павлов И. П. Мозг
и психика: Избранные психологические труды. — М.: изд. МПСИ, 2004. — ISBN
5-89502-621-4.
• Ушинский К. Д.
Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. — М.,
1868—69. — Т. 1—2.
• Януш Корчак. Ребёнок
в семье [1], Интернат
[2] (два
раздела из книги «Как любить ребёнка»).
• Ромашина
Е. Ю. Педагогика. — Тула,
2003.
• Сигнальная
наследственность // Исследования по генетике. Сб.1. Под ред. М. Е. Лобашева.
Л., изд. Ленингр. ун-та, 1961.
• Журавлёв
В. И. Педагогика в системе наук
о человеке. — М., 1990.
• Ерёмин В. А. Воспитание
в испытаниях. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г. 176 c. с илл. ISBN
978-5-91657-212-4
• Ерёмин
В. А. Отчаянная
педагогика. М.: Владос, 2008 г. (разм. на страницах Пед. музея А. С. Макаренко
с разр. автора.)
• Маликова
Л. И. Воспитание в современной
школе. М., 1999.
• Педагогический
словарь. Под редакцией Кождаспировой Г. М., М.: «Академия» — 2005. ISBN
5-7695-0445-5
• Шевченко
Л. Л. Этические альтернативы.
М.: «Алетейя», 2002.
• Лоренц К. Агрессия. М., изд. группа «Прогресс»,
1999.
• Лоренц
К. Оборотная
сторона зеркала. М., изд-во «Республика», 1998 г.
• Новиков А. М.Основания педагогики. — М.:
Эгвес, 2010.
• Краевский В. В.
Педагогика между философией и психологией. // Журнал «Педагогика» — 1994.-
№ 6.
• Гуляихин
В. Н. Правовое воспитание человека как
процесс формирования ценностно-смыслового компонента правосознания//
Юридические исследования. 2014. № 8. С.60-79.
• Мишель
Борба. Нет плохому поведению:
38 моделей проблемного поведения ребёнка и как с ними бороться = No More
Misbehavin': 38 Difficult Behaviors and How to Stop Them. — М.: «Диалектика»,
2006. — С. 320. — ISBN
0-7879-6617-7.
• Сандра
Хардин Гукин, Дэн Гукин. Воспитание
детей для "чайников" = PARENTING FOR DUMMIES. — М.: «Диалектика»,
2004. — С. 384. — ISBN
0-7645-5418-2.
• Юркевич
Памфил Данилович. Сакральная педагогика сердца. —
Луганск: ЛГПУ, 2000. — С. 70.
• Юркевич
Памфил Данилович. О христианстве и воспитании. —
Луганск: ЛГПУ, 2005. — С. 100.
• Луков Вал. А. Парадигмы
воспитания // Знание.
Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 139-151.
• Зимняя
И. А. Стратегия
воспитания: возможности и реальность // Знание.
Понимание. Умение. — 2006. — № 1. — С. 67-74.
• Трушников
Д. Ю. Система
управления качеством воспитания в инженерном вузе // Электронный
журнал «Знание.
Понимание. Умение». — 2009. — № 2 - Педагогика.
Психология.
• Трушников
Д. Ю. Воспитание
гуманистического отношения к природе в процессе преподавания естественнонаучных
дисциплин // библиотека Мошкова. — 2004. — № 2 - Педагогика.
Психология.
• Трушников
Д. Ю. Система
воспитания инженерных кадров в условиях университетского комплекса //
библиотека Мошкова. — 2000. — № 2 - Педагогика.
Психология.
Ссылки
• Воспитание в Визуальном словаре
• Воспитание. Метод «встречных усилий»
• Краткое руководство по воспитанию детей
• Воспитание и
обучение детей: словарь терминов
• Экономическое воспитание молодёжи
Категории: ЭтологияПедагогикаПоведение в быту