Omnium profecto artium medicina nobilissima.
(Hippocratus)
 

Из всех наук, безусловно, медицина самая благородная. (Гиппократ)  


E-mail: svetodarR@inbox.lv        +37129180549 (Латвия) ; +79166848121 (Россия)

Оздоровление
Здоровый образ жизни
Авторские методики
Учебные программы
Мудрость веков
Ценное для души
Интересное о разном
Опасно для здоровья
.

Супрун Майя Васильевна,
Белорусский государственный медицинский университет

 

ЭКОЛОГИЯ ЗВУКА: МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЕМ

 

"В гибнущих государствах, у исчезающих народов не то чтобы совсем не было музыки, но музыка их нерадостна. Смеются и пьяные, поют и осужденные, издают воинственные клики и безумные. И музыка века, погрязшего в смуте, наподобие этого … Чем более опьяняющая музыка, тем в большее раздражение впадает народ, тем больше смут в государстве, тем больше унижает себя властитель … Музыка гибнущего царства трагична и гнетуща, и правительство безрассудно. Ибо музыка всегда связана с образом правления … Всякая музыка рождается в сердце человека. Когда чувство охватывает сердце, его трепет рождает звуки; то, о чем поют вовне, изменяет затем сердца внутри. Посему, послушав песни, можно судить и о нравах … Где правит благородство, там и музыка зовет к высокому, а где правит низость, там и музыка зовет к низости"

(Весны и осени господина Люя).

Эти строки как нельзя лучше отражают всю актуальность и значение музыки.

 

Мир Божий - мир звучащий. «Звучит» природа, «звучит» человек, издает таинственные звуки космос... И голоса мира разнообразны настолько же, насколько разнообразен сам этот мир - неисчерпаемо. Современный же мир в этой звуковой многоликости близок, наверно, к некоему мыслимому пределу... Отвлеченные, на первый взгляд, рассуждения. Но только на первый взгляд. Мы в этом мире живем, а значит, и участвуем в его звуковой симфонии, в том числе и «музыкально».

Аристотель писал: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. И раз музыка обладает такими свойствами, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи».

Древнегреческие рукописи гласят:

«Музыкальное воспитание – самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души».

Понятно, что не каждый из нас способен покорить человечество необычайным голосом или незабываемой игрой на каком-либо музыкальном инструменте. Но вот воздействия музыки в современном мире избежать не может практически никто. Никакое  из искусств, включая и самые массовые на сегодняшний день - кино, ТВ (в той его части, которую можно считать искусством), несоизмеримо с музыкой по масштабам распространения, а значит, и по масштабам «потребления». Театр, кино, любая художественная (да и не только художественная) программа на телевидении обязательно включает в себя музыку. Радиоэфир заполнен музыкой не менее чем на 90%. Магнитофоны, которые есть в каждом доме, чаще всего заполнены музыкой, а не, скажем, поэзией. Сеть музыкального образования несравнимо мощнее сети учреждений, обучающих живописи, хореографии, актерскому мастерству и т. д. Как минимум, сносно петь умеет каждый, чего не скажешь о способности рисовать или слагать стихи. Можно утверждать, что, продвигаясь вперед по пути цивилизации, человечество в области искусства увеличивает прежде всего количество музыки.

Но это, так сказать, «количественный» фактор: много музыки... А качественный? Какая музыка звучит вокруг, воздействуя на нас самым активным образом - и физически, и эмоционально? Самая пестрая. Народная, джазовая, духовная, классическая, эстрадная... При этом самой распространенной в наши дни является музыка так называемых легких, т. е. развлекательных жанров, а среди них решительно преобладает музыкальная рок-продукция, неумеренное увлечение которой подобно, как известно, воздействию алкоголя и наркотиков и ведет к деградации личности. Между тем музыкальная классика с ее сонатами, симфониями, операми и мессами – область высоких чувств и глубоких размышлений – определенно удалилась на периферию музыкальных привязанностей современного общества.

Для более точного анализа хотелось бы остановиться на наиболее слушаемой в современном обществе музыке.

 

РЭП

 

Рэп — один из самых популярных у молодого поколения музыкальных жанров.

Сколько противоречий, вкусовых предпочтений или неприязни можно услышать в адрес данного жанра !

«Рэп — это недомузыка, два-три барабанных звука, максимум четыре ноты на мелодию и максимум две ноты на бас. Разве может он вызывать что-то, кроме отторжения, своей нарочитой неотесанностью и примитивностью?» - скажут одни.

«Некоторым рэп-музыкантам удалось сделать то, чем могут похвастаться лишь немногие поэты и писатели: они поднимают в  своих песнях вечные ценности, преподнося их на понятном для aaмолодёжи языке.!» - приведут диаметрально противоположный аргумент другие.

И действительно: если прослушать огромное количество рэп-композиций, то можно и самому «расколоться» в своём отношении к данному жанру. Есть огромное количество песен, после которых складывается примерно следующее впечатление: содержание некоторых из них связано с темой наркотиков. Далее оказывается, что рэп-лирика неотделима от использования нецензурный брани. Жесткий ритм музыкального ряда, резкость и провокационность содержания песни как будто нуждается в дополнительном усиливающем инструменте — ненормативной лексике. Потом появляются убеждения в том, что подавляющее большинство рэп-коллективов пишут откровенно слабую музыку, читают слабые тексты, вызывая негативное отношение к своему творчеству. И наконец, можно почти согласиться с одним из интернет-пользователей, который пишет: «Рэп — это такая несложная музыка, написанная специально для тех, у кого не хватает ресурсов головного мозга понять и вклиниться в более сложную, например, в попсу. В сравнении с рэпом попса едва ли

не предел совершенства».

Но от чего же тогда столько любителей рэпа среди образованных и достаточно эрудированных людей? Чем так цепляет современную молодёжь такая, на первый взгляд, «несложная и примитивная» музыка?

Ответ на этот вопрос находится спустя какое-то время, проведённое за прослушиванием других рэп-композиций и наблюдением за обсуждением рэпа на различных форумах и сайтах. На одном из веб-ресурсов («Любовь и ненависть» (http:// lovehate.ru/) пользователи могут выразить свою симпатию или неприязнь к любому явлению человеческой жизни. Обсуждение рэп-музыки собрало около трех тысяч сообщений. Любовь и ненависть набрали примерно одинаковое количество голосов.

Из сообщения в сообщение переходит одна и та же мысль: рэп популярен и любим, поскольку он дает молодому поколению возможность услышать песни об их реальной жизни, которые при этом написаны понятным для них языком.

Современный писатель Захар Прилепин пишет : «Главное, что Наггано и Гуф сделали то, что в свое время сделали Цой, Кинчев и прочие — они „выговорили“ целое поколение, нашли ему язык, насколько возможно адекватный и максимально честный. То, что  это выглядит более дико, чем у Цоя и Кинчева — ну так что, какие времена — такие и слова». Действительно, какое время, какие судьбы, такая и музыка. «Я пока еще молод для рокн–ролла/Рок это old, а я хочу нового», — поет исполнитель Вис Виталис («Рэп – это панк»). Какое-то время российский подросток никак не мог

найти своего отражения в той музыке, какая звучала вокруг, где ему сформулировали бы то, что он уже знал о себе, но сам не мог сказать. Потом появился русский рэп конца нулевых.

«Резкость аргументов, четкость по факту /

Ты узнаешь себя в этом, тогда welcome, братка.(Наггано «Качели»).

За последние несколько лет рэп-музыка превратилась из музыки небольшой субкультуры в универсальный музыкальный язык, которым выражает себя целое поколение. Этот процесс заметен и Гуфу:

«И на концертах люди не только в капюшонах и кепках, /

Но и те, кто просто узнал себя в этих темах» (Гуф, «Соответственно»).

Слова многих песен показывают, что их авторы — довольно образованные, начитанные люди. Диакон Алексий Волчков(Санкт-Петербургская Епархия), который взял на себя миссию оценить русский рэп с христианской точки зрения(журнал «Живая вода»), сказал: «Я могу допустить, что свои мысли рэперы могут выражать в гораздо более изящной форме, без вычурной брутальности и уж, конечно, без использования нецензурной лексики. Однако они намеренно избегают всех этих «излишеств» и стремятся донести свои мысли предельно простым и доходчивым «языком улиц».

Идеология рэп-героев содержит очень важную для каждого верующего черту — представление о том, что в мире есть ценности, которые превосходят биологическую необходимость.

Обществу, которое «видит вокруг только лавэ и товар» (25/17, «Жизнь продолжается»), музыка рэп-исполнителей сообщает о том, что «есть вещи на порядок выше». Музыка «хулиганов с одной извилиной в башке» (мнение одного из интернет-пользователей) отстаивает принципы, о которых с некоторых пор стало стыдно говорить вслух: любовь к Родине, верность и преданность другу,

осторожное отношение к деньгам и неприятие мира потребления.1

«Говорят, отсюда надо сваливать по идее,

Встать на ноги, завести семью, растить детей.

И, может, это правильно,

но прошлое не может быть оставлено и брошено,

позже найдено». (Каста, «Не забывай свои корни, помни»)

После этих слов группы «Каста» вопрос о бегстве из «этой страны» в сознании многих молодых людей, мне кажется, может сняться раз и навсегда.

Русский рэп в лице наиболее талантливых своих представителей является своеобразной проповедью, обращенной к молодому поколению.

«Я должен оставаться дерзким,

Устроим здесь не детский

Замес… Слава Богу, есть с кем.

Чем стать подъездной плесенью,

Лучше пулю в сердце,

Лучше вдребезги, чем превратиться в прокисшее тесто,

Удобное для раскатки и придания формы».

(Баста/Гуф, «Как есть»)

 

РОК

 

Рок – это тот жанр, который вызывает очень большое количество противоречий по влиянию данной музыки на течение и уклад ценностей не только личного характера, но и влияние на общество в целом.

«Пропаганда рок-музыки в СМИ началась с 50-х годов. И тут же последовала волна разводов. Семьи стали разваливаться. Подростки перестали петь песни отцов, обособились и восстали на родителей. Факты однозначно говорят о деструктивном, разрушающем действии этого рода музыки. Лидеры рок-музыки спивались, кончали с собой, погибали от наркотиков.

Поклоняющихся этим кумирам ждала сходная участь, нестабильность жизни в молодежной среде,» - так отзывается Вячесла́в Вячесла́вович Медуше́вский, советский и российский музыковед и педагог, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории.

Протоиерей Владимир БАШКИРОВ, магистр богословия, заведующий кафедрой богословия и истории Церкви Института теологии Белорусского государственного университета, профессор Минской духовной академии, автор ряда работ по истории Церкви и догматике, говорит:

«Серьезных рокеров нередко сравнивают с наркоманами. Появился даже медицинский термин «музыкальный наркоман». И не случайно. Они не могут отказаться от рок-музыки, и доза всё время должна увеличиваться. Возникает необходимость слушать всё новые и новые записи. Рокер, как и наркоман, идет на всё, чтобы получить свою «порцию» рока. Без рок-подпитки рок-зависимые становятся социально опасными элементами. Вот и  получается, что рок совсем не безобидное времяпровождение, а самый настоящий наркотик, не менее смертельный, чем, скажем, героин.»2

Вся техника рок-музыки взята из древних и новых тайных магических обществ и братств. Тут всё играет свою роль. Ритм, частота мелькания света, техника, звуки.

Особенно важен ритм.

Если он равен, например, полутора ударам в секунду и сопровождается мощным давлением сверхнизких частот (15-30 герц), то способен вызвать у человека экстаз.

При ритме, равном двум ударам в секунду и на тех же частотах, слушающий впадает в танцевальный транс, очень похожий на наркотический.

Современные рок-группы работают в диапазонах от 80 тысяч герц до 20 и ниже. Были случаи, когда избыток высоких или низких частот травмировал мозг. На рок-концертах нередки случаи контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти.

Известен случай из выступлений группы «Пинк Флойд», когда во время концерта на открытом воздухе в соседнем озере всплыла оглушенная рыба.

Ритм и частота ведут к зависимости от них. У человека появляется потребность во всё более высоких частотах, приближающихся к ультразвуку. Растет потребность и в увеличении темпа ритма.

Оказывается, рок-музыка вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают часть запечатленной в мозгу информации. Человек не просто забывает что-то из того, что с ним было или что он изучал. Он умственно деградирует. Барабанный бой, кимвалы, трубы, электронные синтезаторы, пронзительные крики, телодвижения – все это врывается со всей своей силой и пронизывает чувствительный человеческий организм.

Итак, весь технический арсенал рока направлен на то, чтобы играть на человеке, как на музыкальном инструменте. Музыка оказалась в состоянии радикально изменить индивидуальные характеристики человека. Она активно влияет на двигательный, эмоциональный, интеллектуальный и половой центры человека, а значит, и на все стороны человеческой личности: физиологическую, психологическую, душевно-эмоциональную и духовную.

Доцент протоиерей Сергий Лепин, преподаватель Введения в богословие (МинДС),Введения в философию (МинДС), Логики (МинДС),Истории отечественной религиозно-философской мысли (МинДА),Современной философии религии (МинДА):

«Рок – это форма экспликации своего мировоззрения, нередко перерастающая в образ жизни. Рок – эта та музыка, которая самым серьезным образом обнажает социальные проблемы, противоречия, касается таких тем, как добро и зло, справедливость, насилие. Поэтому, рок-музыка – это протест против повседневности, серости, лицемерия, фальши, конформизма. Очень многие люди после рока обратились к вере (к сожалению, не всегда — к православной). Многие – спились, скололись».3

О степени влияния рок-музыки и распространения дискотек говорят следующие данные: по результатам анкетирования, проведенного в 1981 г. в США, 87% всех подростков проводят от 3-х до 5 часов в день, слушая рок-музыку. Позднее распространение этой музыки еще усилилось. С появлением более совершенной аппаратуры они проводят за этим занятием 7 или 8 часов. Из

продаваемых ежегодно во всем мире пластинок 90% — записи рок-музыки (130 млн в год). К этому надо добавить еще 100 млн рок-альбомов.

Возможно ли, чтобы этот наплыв музыкального неистовства не возымел никакого эффекта в физическом, психологическом, умственном, нравственном и духовном планах как на индивидуумы, так и на массы?

 

Какие данные позволяют оценить серьезность и глубину действия рок-н-ролла на молодежь?

 

I. С медицинской точки зрения:

 

а) Физические эффекты.

Проведены многочисленные исследования для оценки влияния рок-музыки, вызывающей тяжелое травмирование слуха, зрения, позвоночника, эндокринной и нервной систем у лиц, пристрастившихся к этому жанру музыки. Боб Ларсен из Кливленда выявил существенные изменения в организме у более чем 200 пациентов. Он отметил, что эта музыка вызывала изменение пульса, дыхания, повышенную секрецию эндокринных желез, в частности желез, регулирующих жизненные процессы в организме. Когда мелодия поднимается — гортань сжимается, когда мелодия опускается — гортань расслабляется.

Основной метаболизм и содержание сахара в крови претерпевают изменения в процессе слушания. Эти эффекты усиливаются с усилением интенсивности звука. При уровне свыше   80 децибел действие музыки вызывает неприятные ощущения, при уровне 90 децибел она становится вредной. Во время рок-концертов измерение показывает 106-108 децибел в центре зала и почти 120 децибел вблизи оркестра. Поэтому у молодых людей, слушающих эту музыку, изменение слуха наблюдается в такой степени, которая обычно характерна для людей старше 50 лет.

Кроме того, резко возрастает число лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями и расстройством равновесия в организме.

Интенсивность специального освещения и использование лазерных лучей вызывают необратимое разрушение зрения, так как в случае проникновения луча в глаз он может вызвать ожог сетчатки с образованием слепого пятна. Кроме того, короткие вспышки света, следующие одна за другой в ритме музыки, вызывают головокружение, тошноту, галлюцинаторные явления.

Адам Книст пишет: "Основное действие рок-музыки вытекает из уровня ее шума, который вызывает неприязненность, истощение, нарциссизм (самовлюбленность), панику, расстройство пищеварения, гипертонию, необычное наркотическое состояние. Рок не является безобидным времяпровождением. Рок — это наркотик, более смертоносный, чем героин, который отравляет жизнь нашей молодежи."

Что касается сексуального плана, то здесь, согласно данным Ларсена, происходят следующие изменения: низкочастотные колебания, созданные усилиями бас-гитары, к которым добавляется повторяющееся действие бита, в значительной мере влияют на состояние спинномозговой жидкости. Эта жидкость, в свою очередь, непосредственно влияет на железы, регулирующие секрецию гормонов. В результате нарушается равновесие половых и надпочечных гормонов, происходит изменение уровня инсулина в крови. Вследствие этого функции контроля нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются.

 

б) Психологическое действие.

Как бы ни были губительны физиологические последствия рока, его психологические последствия еще более страшны, поскольку рок-музыка наносит своим слушателям глубокие психоэмоциональные травмы. Вот некоторые последствия этих травм:

1. Изменение эмоциональных реакций, вытекающих из сдерживания стремления к неконтролируемому насилию.

2. Утрата контроля над способностью к сосредоточению. 

3. Ослабление контроля над умственной деятельностью и волей.

4. Нервно-чувственное сверхвозбуждение, вызывающее эйфорию, внушаемость, истерию и даже галлюцинации.

5. Серьезные нарушения памяти, мозговых функций и нервно-мышечной координации.

6. Гипнотическое или каталептическое состояние, превращающее личность в подобие глупца или робота.

7. Депрессивное состояние, доходящее до невроза и психоза, особенно при сочетании рок-музыки и наркотика.

8. Тенденция к самоубийству и убийству усиливается при продолжительном прослушивании рок-музыки.

9. Самоизувечивание в его различных формах, особенно на больших собраниях.

10. Необузданные порывы к разрушению, вандализму, мятежу после концертов и фестивалей рока.

 

II. Изменение нравственности.

 

Последствия рок-музыки связаны с главными темами рок-н-ролла: мышление, сила воли, свобода воли и нравственное сознание подвергаются столь сильному воздействию со стороны всех органов чувств, что их способность к здравому суждению и сопротивлению оказываются сильно притупленными, а иногда вообще не контролируются.

В этом состоянии нравственного и умственного угнетения дается зеленый свет разгулу наиболее диких, до того сдерживаемых импульсов — ненависти, гневу, ревности, мстительности, вплоть до убийства и самоубийства.

Самое лучшее нравственное и духовное воспитание не может долго устоять перед эрозией сознания, сердца и духа, которая вызывается длительным прослушиванием рок-музыки.

 

III. Социальные последствия рока

 

Концерты и фестивали рока вызывают такую массовую истерию, что бунты и драки вспыхивают в самый разгар сенсационных событий, спонтанно возникающих во время концерта или публичной демонстрации. Вот несколько примеров.

В Ванкувере (Канада) хватило 30 минут на то, чтобы 100 человек получили серьезные ранения в связи с фестивалем рока. В Цинцинати (США) в Колизее Ривер в декабре 1975 г. 11 молодых людей были затоптаны до смерти 10 тысячами зрителей, которые снесли барьеры, чтобы попасть на фестиваль. В Мельбурне (Австралия) более тысячи человек получили серьезные ранения в связи с фестивалем рока. 650 молодых людей нашли свою смерть во время одного из уик-эндов в Лос-Анжелесе. Репортаж об этом сделан калифорнийской телестудией.

В своем научном труде «Большой бит» Ф. Гарлок писал: «Участники хаоса и беспорядка не могли бы найти более совершенный двигатель для передачи и вдалбливания своих идей и философии в молодое поколение различных стран мира. Так, в двух странах, где рок наиболее популярен, в США и Англии, не только наблюдается высокий уровень упадка среди молодежи, но также и быстрый рост числа преступлений, совершенных молодежью, (рождение внебрачных детей), различного рода насилий, убийств, самоубийств».

Почему-то вспоминается, как известный негритянский рок-гитарист Джимми Хендрикс откровенно заявил: «С помощью музыки мы гипнотизируем людей, низводя их до примитивного уровня, и там, находя их самое слабое место, ты можешь им вбить в голову всё, что угодно» (из интервью журналу «Лайф»).

Ученые полагают, что рок на протяжении последних 30 лет вызвал такое глубокое разложение молодежи, которое до сих пор не отмечалось в истории. В то время как на борьбу с загрязнением воздуха и воды, на борьбу с шумом тратятся миллиарды, не находится ни ресурсов, ни средств, ни твердой воли для преодоления нравственного и духовного загрязнения молодежи, являющейся жертвой этого обширного заговора.

 

ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА

 

Если об антихристианской сущности рок-музыки в православной прессе сказано достаточно много, то об обычной эстрадной, т. н. “поп-музыке” — почти ничего. Между тем этот жанр гораздо популярнее и, осмелимся предположить, гораздо губительней.

Любители рок-музыки чаще всего люди неравнодушные и неспокойные, и хотя ревность их не о Боге, но в случае обращения именно они становятся монахами или миссионерами. А поп-музыка интересует чаще всего людей сытых и довольных, укрепляя их “теплохладность”, о которой Спаситель сказал:

“Горе тебе, ибо ни холоден, ни горяч, и поэтому извергну тебя из уст Моих” (Откр. 3, 15–16).

Как правило, в эстрадных песнях речь идет о страстной влюбленности или о порочном влечении. Персонажи песен переживают какие-то романы, супружеские измены, причем сторона, начинающая или соглашающаяся на грех, изображается романтично, в позитивных красках и без тени осуждения. Чаще всего любителями такой музыки являются люди, которые привыкли относиться к жизни с лёгкостью.

Грем Нэш утверждал: «Поп-музыка является тем средством общения, которое обусловливает личную мысль того, кто её слушает. Мне также представляется, что через эту музыку музыканты обретают фантастическое превосходство. Мы можем дирижировать миром. Мы имеем в своём распоряжении необходимую силу».

В популярной музыке слушателя привлекают несложные тексты и лёгкие запоминающиеся мелодии. Исходя из этого, влияние музыки на психику человека в данном случае должно быть лёгким и непринуждённым, однако всё обстоит совсем иначе.

Принято считать, что популярная музыка очень негативно сказывается на интеллекте человека. И многие люди науки утверждают, что это действительно так. Конечно, деградация человека как личности не произойдёт за один день или за одно прослушивание популярной музыки, всё это происходит постепенно, на протяжении длительного времени.

 

КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

 

Классика – тот музыкальный багаж, который остается навечно.

В ней изначально заложена духовность и нравственность, она настроена на созидание. В лучших образцах классической музыки композиторы прославляли красоту Божьего мира, оживляя в человеке лучшие качества, заложенные в него Творцом.

Иеромонах Игнатий (Лукович), кандидат богословия, будучи преподавателем Литургики в МинДС регентом второго семинарского хора, отзывался о классической музыке следующим образом:

«Молодому верующему человеку просто необходимо иметь индивидуальный музыкальный вкус. И я бы посоветовал формировать его на классической музыке. Научные опыты показывают, что во время ее звучания даже растения развиваются лучше. Музыка является непременным условием воспитания не только верующего, но и просто культурного человека. Я знаю родителей, которые с пеленок приучают своих детей к слушанию классической музыки, а также церковных песнопений. Постепенно человек научится отличать вечное от временного, настоящее от фальшивого.»4

Преподаватель Церковного пения (МинДС), Богослужебного Устава (РО), Истории Церковного пения (РО), Богослужебной практики (МинДА) протодиакон Андрей Скробот отзывается о классической музыке следующим образом: 4

«Для православного христианина очень важно, на мой взгляд, быть человеком рассудительным в этой области. Думается, что хорошая, глубокая по мысли, форме и содержанию музыка сумеет помочь православному человеку по достоинству оценить ее благотворное влияние на душу, почувствовать красоту музыкальных звуков, составленных в единый, живой организм.

Это особый язык, не похожий ни на какой другой, на котором говорят с нами многие композиторы-гении. И главное, надо помнить, что такие композиторы как Глинка, Чайковский, Бортнянский, Рахманинов и многие другие оставили нам в наследие массу лучших церковных композиций, которые по достоинству занимают ведущее место в православном богослужении. Это были глубоко верующие православные люди, которые имели колоссальный опыт как в светской, так и в церковной музыке, умели соединить современные им музыкальные законы с древнерусскими церковными распевами. Мне кажется, их отношение и их жизнь в этой области—лучший пример для подражания в вопросе отношения православного христианина к музыкальному искусству.»5

У Светланы Шубиной, учителя-логопеда на счёт классической музыки своё, особое мнение. Она говорит: «Эта музыка, созданная нецерковным мирским сознанием, к спасению привести не может. Классика способна лишь, в лучших своих образцах, подтолкнуть - на эмоционально-логическом уровне - к осознанию необходимости изменить свою жизнь, ибо в ней - в классике - есть крупицы Истины, как есть они в любом человеке - создании Божием.»

Но тем не менее польза от классической музыки сегодня признается официальной медициной. В ней существует такая область как музыкальная фармакология, где именно классической музыке отводится ключевое место. По результатам длительных исследований, она способствует более быстрому выздоровлению, оказывает существенное воздействие на процесс реабилитации и социальной адаптации людей, которые перенесли серьезные оперативные вмешательства. Звуковые вибрации классической музыки оказывают благотворное воздействие на все системы организма человека. Даже внутренние органы получают своеобразный «массаж». Следует отметить, что произведения разных композиторов оказывают различное влияние в той или иной области. 5

Например, произведения Моцарта рекомендуется слушать будущим мамам. Его музыка до сих пор вызывает жаркие споры в среде ученных. Исследования его произведений продолжаются и сегодня. Они имеют феноменальное влияние не только на человека, но и на все живые организмы. Один из экспериментов проводился среди групп студентов, которым давали слушать фортепианную музыку Моцарта. В итоге их коэффициент интеллекта повысился на несколько баллов. Причем даже у тех, кому музыка композитора не нравилась.

В свою очередь, израильские ученые доказали положительное влияние музыки Моцарта на развитие недоношенных детей. В ходе исследования 12 недоношенных детей, родившихся на

30-й неделе беременности, вес которых составлял в среднем 1,2 килограмма, разделили на три группы. Каждой группе в первый день давали слушать композиции Моцарта, во второй день - Баха, в третий день - оставляли без музыки. Музыку включали на Ipad вне инкубатора с младенцем, а внутрь инкубатора помещались наушники, адаптируя звук для младенцев, выставляя его на уровне 75 децибел. В ходе исследования медики наблюдали за скоростью метаболизма организма новорожденных, измеряя объемы поглощения кислорода и выбросы углекислого газа.

Композиции подбирались спокойные, в исполнении небольших оркестров. В результате всего после получаса воздействия музыки Моцарта скорость обмена веществ у малышей снижалась на 9,7% по сравнению с младенцами, которые не подвергались воздействию музыки вообще. Прослушивание

Баха приводило к падению скорости метаболизма на 4,5% по сравнению с младенцами, которые не слушали музыку, что уже не может считаться статистически значимым показателем.

Музыка Моцарта, как оказалось, оказывает влияние очень быстро: уже спустя десять минут после начала прослушивания скорость обмена веществ снизилась на 4,5% и по прошествии времени лишь увеличивалась. В результате, как поясняют специалисты, недоношенные дети за счет этого теряют меньше калорий и быстрее набирают вес, что способствует их развитию.

Если говорить о каких-то свойствах классической музыки, то можно рассмотреть следующие факты:

Медленная приятная музыка Баха, Вивальди, Корелли и Генделя даст ощущение безопасности и создаст гармонию души и тела. Под такую музыку легко выполнять какие-либо занятия и работу, она призывает к порядку и устойчивости. 

Когда Вам нужно что-либо запомнить и напрячь память, повысить максимально концентрацию внимания – с лёгкостью поможет непередаваемая музыка Моцарта и Гайдна, ведь музыка этих композиторов отличается ясностью, мелодичностью и прозрачностью.

А вот композиции Шумана, Чайковского, Шопена и Шуберта, напротив, более выразительные, чувственные, страстные, я бы даже сказала. Если Вам не хватает уверенности в себе, Вы пасуете

перед серьёзной встречей, советую Вам прослушать мелодии этих композиторов, и Ваш голос не дрогнет в нужный момент.

Многие люди мучаются такой часто встречающейся проблемой как бессонница. Прежде чем глотать таблетки с успокоительным, попробуйте подремать под музыку Равеля, Фавра или Дебюсси. Их композиции, словно аккомпаниатор самых сладких сновидений, мелодичные, нежные и умиротворяющие.

Искренне советую Вам опробовать на себе эти несложные методы-советы. И когда Вы убедитесь, что влияние классической музыки на организм человека всё же не миф, смело переходите к следующему этапу под названием музыкотерапия. Именно она подарит Вам бодрость духа и здоровье, чего я, собственно, Вам и желаю!

Естественно, каждый человек – это индивидуальность.

Поэтому утверждать, что тот или иной жанр музыки оказывает непосредственно описанное выше влияние на человека, было бы, наверное, так же неверно, как утверждать, что у всех людей на

планете есть аллергия на тополиный пух или на хурму. Каждый вправе выбирать, что ему подходит, как он хочет жить, чем питаться и какую музыку слушать.

Каждому человеку жизненно необходимо прислушиваться к себе, к своему внутреннему голосу.

Только от нас самих зависит наше нравственное развитие, а развитие общества, в свою очередь, зависит от совокупности взглядов и вкусов каждого члена общества.

 

Список использованной литературы:

 

1. С. Шубина. Музыка в миру и музыка в церкви (http://

www.12urokovpravoslavia.ru/content/audio/musikavmiru.html)

2. Официальный сайт Минской Духовной Академии и Семинарии

3. (http://minds.by/stupeny/nomera/3/st3_7.html)

4. (http://minds.by/article/protoierej-sergij-lepin-k-vere-cherez-rokmuzyku) 

5. (http://minds.by/article/65.html)

6. Журнал «Монастыри и храмы Киева» (churchs.kiev.ua)

7. http://zarodinu.org.ua/page/220

8. http://www.babyblog.ru/user/dochkisinochki/334389

9. http://sunfood.com.ua/stili_gizni/vliyanie-klassicheskoj-muzyki-na-organizm-

cheloveka

 

Источник: http://minds.by/wp-content/uploads/2014/12/Almanah_2013.pdf

   
 
  Created by I.am.human.lv & www.90.lv