Эстетика
(нем. Ästhetik,
от др.-греч.
αἴσθησις — «чувство, чувственное восприятие») —
философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве,
в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания[1].
Согласно А. Ф. Лосеву,
в его крочевском
понимании предмета эстетики, этим предметом является выразительная форма, к какой
бы области действительности она ни относилась[2].
Лосев отмечал, что практически каждая область общественной жизни может стать источником
эстетики, которая впитывает и концентрирует специфику любой социально-исторической
конкретики[3].
Эстетические категории
Существует три пары
эстетических категорий[4][5]:
• прекрасное —
безобразное.
• возвышенное —
низменное.
• трагическое —
комическое
(юмор,
ирония,
сатира).
Ослабленной формой трагического может считаться драматическое[6].
Спорный характер имеет
категория героического. По одной версии, она является как проекцией возвышенного
в общественной жизни[7], по другой — проекцией трагического, которая,
в свою очередь, оказывается формой выражения возвышенного. Равным образом, безобразное
может оказываться низменным и комическим (см. определение Аристотеля: «смешное есть
подражание безобразному»), тогда как возвышенное и прекрасное обыкновенно не смешиваются[5].
Виды и типы эстетического знания
В зависимости от философских
и методологических установок авторов, пишущих об эстетике, различают эстетику
• эмпирическую,
• психологическую,
• формальную,
• нормативную
• спекулятивную.
В зависимости от характера
субъект-объектных отношений различают (В. В. Бычков)[8]:
• Эксплицитная
эстетика — самостоятельный раздел
философии
• Имплицитная
эстетика — полутеоретическое свободное
осмысление эстетического опыта внутри других дисциплин.
История эстетики
Античная
эстетика
Историю эстетики обыкновенно
начинают с эпохи античности.
Уже пифагорейцы
интересовались природой такой фундаментальной эстетической категории как красота,
которая отождествлялась с гармонией
и числовой пропорцией. Отдельные фрагменты эстетической рефлексии представлены и
у других греческих философов, например, у Демокрита,
который отметил подражательный характер искусства. Софисты
(Горгий)
подчеркивали относительность категории прекрасного[9].
Значителен вклад в эстетику Платона,
который посвятил этому философскому жанру специальные произведения, например, Гиппий больший,
где впервые отчетливо ставится вопрос «что такое прекрасное?». В диалоге Пир прекрасное
ассоциируется с вожделенным, объектом Эроса.
В диалоге Ион подчеркивается мистический, иррациональный характер вдохновения как
основы искусства, тогда как в "Государстве"
основой искусства предстает мимесис.
Другим значительным
представителем античной эстетики был Аристотель,
автор трактата Поэтика.
Суммируя сказанное своими предшественниками, он отмечает существенность чувства
в постижении прекрасного и катарсиса
как результата этого постижения[10].
Эстетическая тема
востребована и у эллинистических философов. Клеанф
пишет трактаты «О прекрасных предметах», Хрисипп
— «О прекрасном и наслаждении». Цицерон
выдвигает идею "декорации"
(лат. decorum)
как смысла искусства через приближение к совершенству. Также он настаивал на многообразии
красоты: мужской красоте (красоте достоинства) он противопоставлял женскую (красота
изящества). Определенное развитие пифагорейской эстетики осуществляет Витрувий,
когда пишет о соразмерности и целесообразности как ключевых моментах красоты. В
работах Псевдо-Лонгина
мы находим описание новой эстетической категории - категории возвышенного, смысл
которой в восторге и изумлении, которое охватывает человека.
Средневековая
эстетика
В Средние века над
проблемами эстетики размышляет Августин, который противопоставляет прекрасное и
целесообразное (соответственное). Исидор
Севильский различает три вида красоты: благолепное (decorum), благовидное
(speciosus) и благообразное (formosus). Одно красиво в движении (грация),
другое по виду, а третье - по сути. Дионисий
Ареопагит пытается усмотреть природу красоты в присутствии света, ибо
красота привлекает внимание через блеск и яркость. Понимание искусства как подражание
сменяется пониманием искусства как озарения. В византийской эстетике впервые отчетливо
ставится вопрос об образе, который уже не копия, символ высшего мира[11]. Гуго
Сен-Викторский размышляет над назначением искусства, которое вначале
снабжает человека всем необходимым (necessaria), а затем, изощряясь, приводит к
пониманию изящного (grata). Фома Аквинский
обращает внимание на три стороны красоты: цельность (integritas), соразмерность
(consonantia) и непосредственность (claritas).
Ренессансная
эстетика
В эпоху Возрождения
эстетика начинает пониматься как элемент гуманистического воспитания (Витторино да
Фельтре). Искусство в меру дает наслаждение
(Козимо Раймонди,
Лоренцо Валла,
Марсилио Фичино),
в меру отдохновение, в меру тренирует вкус и чувства. В связи с этим зарождается
полемика между неоэпикурейцами и неостоиками, которые выясняли чего все же больше
в искусстве: наслаждения или назидания? Николай Кузанский,
продолжая средневековую традицию, отмечает субъективный характер вкуса как суждения
о прекрасном. Мир прекрасен, но уродство есть невозможность увидеть прекрасное.
Он также впервые понимает искусство как творчество, т.е. производство самобытных
форм, не имеющих аналогов в природе. Леон Альберти
попытался отказаться о представления о красоте как совершенстве через понятие
"украшения" (ornamentum), которая дополняет, но не портит красоту. Кроме
того, искусство также скрывает безобразное, которое все же имеет место в мире. Леонардо да
Винчи сузил понятие красоты до характеристики визуального восприятия,
однако помимо внешней красивости, он ценил и внутреннее содержание (целесообразность).
Важную роль в постижении красоты играл контраст через противопоставление с безобразным.
Новоевропейская
эстетика
Английский философ
Шефтсбери
размышляет о лестнице красоты, куда входит как красота мертвых форм, так и красота
искусства. Красота коренится в природе и связана со здоровьем и гармонией. Шефтсбери
была чужда мысль об автономии красоты от добра. Преемник Шефтсбери Хатчесон
утверждал, что в основе восприятия красоты лежит именно чувство, а не расчет разума.
Он первым обратил внимание на бескорыстность красоты. Вместе с тем прекрасное есть
то, что объективно нравится большому количеству людей. Хатчесон также отметил, что
в искусстве имитация может быть прекраснее оригинала. Существенно развивает понятие
возвышенного Эдмунд Бёрк.
Если прекрасное нравится и расслабляет, то возвышенное нравится, но сопряжено со
страхом и ужасом. В этом противопоставлении прекрасного и возвышенного Бёрк предвосхитил
эстетику Канта. Дэвид Юм
впервые проблематизирует эстетический вкус.
Французская эстетика
эпохи Просвещения (Жан Батист Дюбо,
Гельвеций)
настаивала на тесной связи красоты и чувства. Искусство мыслится как создание прекрасной
видимости и компенсация того, чего человек лишен в обычной жизни. Глубокая эстетическая
рефлексия содержится в работах Вольтера,
который с одной стороны признавал относительность идеи прекрасного, а с другой видел
в ней существенный элемент воспитания. Также он отделяет изящество (Элегантностью)
от грациозности и размышляет над соотношением эстетического вкуса и гениальности.
Дидро
ставит вопрос об идеале
красоты, который перечеркивает восприятие искусства как простого подражания.
Эстетика как термин
вводится в употребление Баумгартеном
в 1754 году
для обозначения стратегии исследования чувственного знания. Первоначально понятие
«эстетика» предполагало постижение способностей чувственного познания (через искусство,
сферу человеческих эмоций, но распространилось не только на произведения искусства,
но и на природу, сферу человеческих взаимоотношений). Винкельман
на примере античной культуры вводит учение о циклическом развитии искусства, которое
проходит древнейшую, высокую, прекрасную и подражательные стадии.
Кант хоронит
идеи о превращении эстетики в науку, заявляя, что она не может быть ничем иным,
чем критикой вкуса. Эстетические суждения (вкус) не несут в себе познавательной
(и практической) ценности, но лишь фиксируют отношение субъекта к объекту. Подобно
Бёрку, он противопоставляет две ключевые эстетические категории - прекрасное
и возвышенное,
однако различает в последнем математически (звёздное небо) и динамически
возвышенное (бушующее море). В немецком романтизме (Шлегель)
происходит осмысление иронии как предпосылки творчества. Ирония
означает критический подход, легкость в работе с материалом и свободу от авторитетов.
У Шиллера
ирония превращается в бесцельную игру.
В связи с этим на первое место выходит категория грации - "красоты в движении".
Шиллер противопоставляет наивное (неискушенное) и сентиментальное (изощренное) искусство.
Гёте развивает
идею мимезиса,
подчеркивая что подражание развивается в манеру, а манера
в стиль.
Также он противопоставляет аллегорию
и символ,
что в дальнейшем закрепляет Шеллинг.
Зольгер
впервые выделяет четверку эстетических категорий: прекрасное,
возвышенное,
комическое
и трагическое.
Именно Зольгер заявляет, что движущей силой искусства является именно фантазия.
Гегель
превращает эстетику в философию искусства, которое является одной из трех ступеней
Абсолютного Духа, наряду с религией и философией.
Современная
эстетика
Современная эстетика
представлена рядом разрозненных направлений. Широко представлена феноменологическая
эстетика (Р. Инграден)[12]. Эстетическая проблематика развивалась в рамках марксизма,
психоанализа, экзистенциализма[13] и структурализма. Если марксизм ценил в
искусстве прежде всего идейность и способность отражать социальные противоречия,
то психоанализ обращал внимание на творчество, которое представляло собой сублимацию
бессознательного. В структурализме и постструктурализме (Р. Барт)
популярность получает семиотический подход к толкованию художественного произведения.
См. также
• Вкус (эстетика)
• Список эстетиков
• Эстетика музыкальная
• Философия музыки
Примечания
↑ Показывать компактно
1 ↑ Эстетика
в энциклопедиях;
Эстетика
// Толковый словарь
Ожегова;
Эстетика //
Толковый словарь
живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост.
В. И. Даль. —
2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
2 ↑ Дзикевич С. А. Эстетика: Начала классической
теории: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический
проект; Фонд «Мир», 2011. — С. 40.
3 ↑ Ю. В. Мельникова
история и миф в творческом наследии а. Ф. Лосева - страница 10
4 ↑ Эстетическая
функция искусства. Эстетические категории // Одинокова Д. В.
(к.ф.н., доцент НГУ) Лекции
по предмету 'Введение в литературоведение'
5 ↑ Перейти к: 1 2 Основные
категории эстетики // Есина Т. А., Сытина И. К. Эстетика. — Тула:
Тульский
государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого,
2001
6 ↑ Драматическое
// Краткий словарь по эстетике
7 ↑ Героическое
// Краткий словарь по эстетике
8 ↑ Бычков В. В.,
Бычков О. В. Эстетика
// Новая
философская энциклопедия / Ин-т философии
РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин,
заместители предс.: А. А. Гусейнов,
Г. Ю. Семигин,
уч. секр. А. П. Огурцов. —
2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль,
2010. — ISBN
978-5-244-01115-9.
9 ↑ Эстетика
софистов
10 ↑ Античная эстетика
11 ↑ СРЕДНЕВЕКОВАЯ
ЭСТЕТИКА
12 ↑ Феноменологическая
эстетика
13 ↑ Экзистенциализма
эстетика
Литература
История
эстетики:
• История
эстетики: Учебное пособие. / Под ред. В. В. Прозерского, Н. В. Голик)- СПб.: Издательство
РХГА, 2011.— 815 с. ISBN
978-5-88812-442-0
• Аничков Е. В.,. Эстетика
// Энциклопедический
словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб.,
1890—1907.
• Гилберт
К., Кун Г. История эстетики. —
М., 1960.
• Бычков В. В. Византийская
эстетика. Теоретические проблемы. М., 1977.
• Бычков В. В. Русская
средневековая эстетика. XI-XVII века. М., 1992.
• Лосев А. Ф. История
античной эстетики. Т. 1-8. М., 1963-1994.
• Лосев А. Ф.,
Шестаков В. П. История эстетических категорий. М.,
1965.
• Лосев А. Ф. Эстетика
Возрождения. М., 1978.
• Татаркевич В.
Античная эстетика. М., 1977.
• Шестаков В. П.Очерки по
истории эстетики. От Сократа до Гегеля. — М.: Мысль,
1979. — 372 с.
Теория
эстетики:
• Белик
А. П. Эстетика и современность.
М., 1963.
• Дзикевич
С. А. Эстетика: Начала классической
теории: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический
проект; Фонд "Мир", 2011. — С. 254. — ISBN
978-5-82-91-1259-2.
• Бычков В. В. Эстетика. —
М.: Гардарики, 2005..
• Киященко
Н. И. Эстетика — философская
наука. — М.: «Вильямс»,
2005. — С. 592. — ISBN
5-8459-0867-1.
• Каган М. С. Эстетика
как философская наука. — СПб., 1997..
• Ингарден Р. Исследования по
эстетике — М., 1962.
• Худушин Ф. С.
Слово о красоте земной. — М.: Молодая гвардия,
1982. — 272 с. — 50 000 экз. (в пер.)
Ссылки
В Викисловаре
есть статья «эстетика»
• Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда — ежегодник ИФ РАН
• Этика и эстетика на портале
«Философия в России»
• Этика и эстетика в Электронной
библиотеке по философии
• Эстетика в культуре Древней Греции
Философия
Категория: Эстетика