Добро — общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные
ценности[1]. Изначально было противоположно
понятию худа (т. е. означало результат действия блага, в противовес результату
действия зла), а в более позднее время стало употребляться как антоним понятия зла, означая намеренное, бескорыстное и искреннее
стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи
ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру.
В житейском смысле этот термин относится ко всему, что вызывает у людей
положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью тех или
иных людей, т. е. становится близким релевантному понятию «хорошо».
Добрая воля
Добро как намерение может осуществляться только
свободной волей. Удача, выигрышное стечение
обстоятельств не являются добром. В отличие от зла, добро не выражается простой
волей к добру, поскольку такая воля может быть корыстной, а значит нейтральной
по отношению к нравственности. Настоящее добро должно быть бескорыстным.
Природа добра
См. также «этика».
Добро и зло — антонимичные понятия и, таким образом,
отрицают друг друга. В европейской традиции добро обычно ассоциируют со светом,
светлым, белым. Зло — с тьмой, тёмным, чёрным. Согласно догматам некоторых
религий добро со злом рассматриваются как
автономные силы, ведущие извечную борьбу за право властвовать в мире. Подобная
система взглядов в теологии называется дуализмом.
Понятие добра в культуре
Добро является критерием оценивания,
абстракцией. Под добром мы понимаем стремления человека, его культуру. Культура
и понятия добра и зла тесно связаны. Если культура — это
«возделывание» — а сейчас мы понимаем под этим богатство результатов
человеческого труда и развития, то одно из направлений этого развития —
это добро, другое — зло.
Основной
культурный конфликт в понимании добра состоит в том, что одни верят или
полагают, что Бог сам освободит полностью и навсегда человека от страданий и
зла, если тот будет терпеливо и смиренно служить ему верой и правдой, и
следовательно добру чужда агрессия. Другие верят или полагают, что либо
Бога вообще не существует и поэтому необходимо самому бороться со злом и
следовательно добро — это не только воля к созиданию блага, но и также
агрессивная воля к уничтожению вреда и зла, либо что Бог сам призывает человека
к битве со злом.
См. также
В Викицитатнике есть страница по теме
Добро
В Викисловаре есть статья «Добро»
• Объективное добро
• Добро и зло
• Любовь
• Добродетель
• Зло
• Дилемма заключённого
Примечания
1. ↑ Добро и зло // Большой энциклопедический словарь.
2. ↑ Добро должно быть с кулаками // Энциклопедический
словарь крылатых слов и выражений / Автор-составитель: Вадим Серов. —
М.: Локид-Пресс, 2005. — 880 с. — 2000 экз. — ISBN 5-320-00323-4.
3. ↑ Соловьев В. С. Оправдание
добра. 3,10,I
4. ↑ (Мф. 10:42, Мк. 9:41)
Литература
• Бронзов А. А. Благо высшее // Православная богословская энциклопедия. —
СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник»,
1901. — Т. 2.
• Добро, в философии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона :
в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Категории:
• Понятия этики
• Добродетели
Мнение других людей
и их рассуждения на тему «Добра и Зла».
= … ведь нельзя же в самом деле определять
добро как "...осуществление блага", поскольку "благо" - это
синоним слова "добро":]
= Детальнее рассмотрим определение:
Добро — понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное
бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, например помощи ближнему,
а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру.
Верным будет определять добро и зло
через пользу и вред соответственно. Ведь интуитивно понятно, что польза и вред более
широкие понятия, чем добро и зло. Что такое польза или вред, мы знаем из повседневного
опыта.
Польза и вред - это первичные различия нашего отношения
к миру, который для нас разделяется на то, что нам приносит пользу, и на то, что
вредит.
Здесь, конечно в отношении определения
пользы и вреда тоже получается "масло масленное" (неизбежно всякое определение
сводится к некоторому первичному очевидному опыту), но зато в определении добра
и зла получается все хорошо:
1. Определяя добро и зло через пользу и вред мы просто уточняем какая польза
и какой вред считать добром и злом, что соответствует принципу построения всякого
определения через род и видовое различие (Аристотель). В определении добра и зла
важно указать, что добро и зло есть результат воли. Таким образом, польза
как таковая - это "род" для определения, а "результат воли,
намерения" - это видовое различие, которое среди разнообразия разной пользы
выбирает то, которое является добром.
2. Такое определение дает возможность отделить от добра и зла все события,
произошедшие случайно без участия чьей-либо воли. Это соответствует тому, что понятие
«польза» более широкое, чем понятие «добро».
Добро - это строго определенный вид
пользы, а именно той, которая является результатом чье-то воли.
Ведь случайные стечения обстоятельств,
ураганы, лотерейные выигрыши мы не называем добром или злом. Это скорее простые
вред и польза.
Добро - это такая польза по отношению к ближнему, которая
является результатом моей воли, моего сознательного намерения принести пользу.
Точно также и зло - это такой
вред, который имеет причиной мою волю, намерение причинить вред.
Здесь важно, что
добро и зло - это не объективная реальность,
а субъективная.
Объективной реальностью является всегда
только польза и вред. Я, совершая для другого человека добро, объективно совершаю
только пользу, а "прибавка" в виде моей воли и намерения так и остается
во мне, в виде оценки самой пользы. Точно также и зло остается внутри человека,
его осуществляющего. Вовне злая воля совершает только вред.
3. Здесь важна добавка о роботе как субъекте, не имеющем свободы. Ведь робота
мы не включаем в качестве субъекта нравственности. Соответственно, в указанных определениях
робот - не является субъектом добра или зла, поскольку не обладает свободной волей.
Робот не может желать принести пользу или вред, он просто выполняет программу.
И это важно. Ведь внешне робот может полностью копировать поведение человека, от
этого его действия не становятся нравственными.
4. Несколько необычно предложение по неодушевленным предметам, объектам.
Можно ли в отношении к ним совершить добро или зло? В отношении к животным понятно.
Поскольку животные могут различать своим поведением, что они считают для себя пользой
или вредом, то в отношении к ним можно действовать - намеренно вредить или приносить
пользу, а значит совершать добро и зло. Но вот в отношении к неживым объектам? Я
думаю, что мы живем в таком мире, где неживые объекта обретают статус живых.
Так мы высоко ценим и даже преклоняемся перед объектами искусства, архитектуры и
прочим. Мы, понимаем их ценность как наследие человечества, как общее сокровище.
В отношении них уже можно совершить пользу или вред. Так были случаи намеренного
нападения на картины - их обливали кислотой. А это уже не просто вред, но зло, поскольку
все мы чуствовали боль утраты общечеловеческой ценности.
5. Насчет того, является ли обязательно добро бескорысным?
Это сложная проблема. Экономика основана
на получении прибыли от своей деятельности. Но ведь экономика как раз есть образец
того, как осуществляется корыстная польза по отношению к другим. Я произвожу товар
или осуществляю услугу за деньги. В отличии от предложенного мной определения добра,
получается что экономическая польза отличается от добра только тем, что добро бескорыстно.
Экономика - это уже начало добра, ведь лучше обмениваться товарами, чем пытаться
друг у друга блага отбирать (как было в древние времена). Но можно ли экономику
считать тем самым добром? Ведь погоня за прибылью часто чревато производством такой
пользы, которая в более широком масштабе становится всеобщим бедствием и вредом.
Кроме того, все-таки следует отличать альтруистические поступки, обусловленные нашей
свободной волей и поступки, обусловленные обеспечением своей жизни (зарабатыванием
денег). Принесение пользы другим за гешефт (прибыль) есть нечто обусловленное, а
значит не свободное.
6. Настоящее добро должно быть бескорыстным.
Учитывая, что все человеческие действия
так или иначе подчинены принципу удовольствия, это может дать повод некоторым индивидуумам
утверждать, что добра не существует вовсе.
(Но разве это есть правильный подход?
— Блейзар 18:50, 30 января
2008 (UTC))
Корысть - это имущественное понятие.
Удовольствие, о котором идёт речь, - это критерий соответствия поступка представлениям
об идеале - критерий нравственной системы. Если рассматривать в контексте
религиозной системы - нет большего счастья, чем реализовывать собственное предназначение,
которое заключено в человека Творцом и это счастье - показатель добра.
(—Aleks Revo 22:15, 12 апреля
2009 (UTC))
7. Бог точно также творит Добро как человек, когда вкладывает свое намерение
и волю в свои действия. Как уже было сказано раньше, определение добра не зависит от того, применяется
ли оно к Богу, человеку, ангелу или демону. Любое существо наделенное волей может
совершать добро и зло, иначе говоря определять свою свободу на совершение пользы
(тогда это будет добро) или вреда (тогда это будет зло).
8. Одно и то же действие кто-то расценит как добро, а кто-то как зло, а кто-то
вообще не заметит и оно не получит никакой оценки. Наказание ребенка - добро с точки
зрения родителей и зло с точки зрения ребенка. Повышение пенсий и предоставление
льгот - добро с точки зрения пенсионеров и зло с точки зрения предпринимателей.
Подчинение Греции условиям Евросоюза - добро с точки зрения международных инвесторов
и зло с точки зрения граждан Греции, а для кого-то это решение вообще безразлично.
Таким образом, оценочное суждение "Добро" всегда субъективно. Причем оно субъективно как со
стороны творящего, так и со стороны принимающего добро. Вопрос лишь в том, что
именно будет расценено, как добро.
Понятие "добро" не носит
объективного характера, всегда субъективно! И никогда не будет предметом исследования
науки. Этим вопросом будут заниматься философы и богословы.
9. Определение
ДОБРО - добровольные, бескорыстные действия
прямо либо косвенно улучшающие чужую жизнь. Высшая форма проявления доброты - ЛЮБОВЬ.
ДОБРОТА
- готовность и способность творить ДОБРО.
ЛЮБОВЬ
- высшая форма проявления ДОБРОТЫ граничащая с самопожертвованием.
37.214.253.188 16:34,
5 августа 2014 (UTC) 178.120.217.102 18:48,
7 мая 2015 (UTC)