Нравственность (нем. Sittlichkeit) —
термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали,
иногда — этики [1].
В ряде философских систем понятие нравственности обособляется от морали, хотя
такая концептуализация носит авторский характер и не всегда соответствует
обыденному словоупотреблению[2]. В таком, более узком, смысле понятие
нравственности используется для обозначения части или уровня морали в целом[2], при этом под
нравственностью чаще всего подразумевают внутреннюю или интериоризированную
сторону морали, в то время как последняя рассматривается как внешняя по
отношению к индивиду[3].
В философской системе
Гегеля
Согласно философии Гегеля,
дух,
достигнув в теоретическом мышлении и в свободе воли настоящего самоопределения
в своей внутренней сущности, возвышается над своей субъективностью; он может и
должен проявить свою сущность предметно-действительным образом, стать духом объективным.
Первое объективное проявление свободного духа есть право.
Оно есть осуществление свободной личной воли, во-первых, по отношению к внешним
вещам — право собственности, во-вторых, по отношению к другой
воле — право договора, и, наконец, по отношению к своему
собственному отрицательному действию через отрицание этого отрицания — в
праве наказания. Нарушение права, лишь формально и абстрактно
восстанавливаемого наказанием, вызывает в духе моральное
требование реальной правды и добра, которые противополагаются неправедной и
злой воле как долг (das Sollen), говорящий ей в её совести. Из
этой раздвоенности между долгом и недолжной действительностью дух освобождается
в действительной нравственности, где личность находит себя внутренне
связанной или солидарной с реальными формами нравственной жизни, или, по
гегелевской терминологии, субъект сознаёт себя как одно с нравственной
субстанцией на трёх ступенях ее проявления: в семье, гражданском
обществе (bürgerliche Gesellschaft) и государстве. Государство, по
Гегелю, — высшее проявление объективного духа, совершенное воплощение
разума в жизни человечества; Гегель называет его даже богом. Как осуществление
свободы каждого в единстве всех, государство вообще есть абсолютная самоцель
(Selbstzweck). Национальные же государства, как и тот народный дух
(Volksgeister), который в этих государствах воплощается, суть особые проявления
всемирного духа, и в их исторических судьбах действует диалектическая мощь
этого духа, который через их смену избавляется постепенно от своих
ограниченностей и односторонностей и достигает своей безусловной
самосознательной свободы[4].
В марксизме
Цитатой из работы
«Карл Маркс о французском материализме XVIII века»[5]
в собственном переводе Плеханов показывал научную основу марксистского учения о
нравственности: «Если человек черпает все свои ощущения, знания
и т. д. из внешнего мира и из опыта, приобретаемого от этого мира, то
надо, стало быть, так устроить окружающий его мир, чтобы человек получал из
этого мира достойные его впечатления, чтобы он привыкал к истинно человеческим
отношениям, чтобы он чувствовал себя человеком. Если правильно понятый личный
интерес есть основа всякой нравственности, то надо, стало быть, позаботиться о
том, чтобы интересы отдельного человека совпадали с интересами человечества.
Если человек не свободен в материалистическом смысле этого слова, то есть если
его свобода заключается не в отрицательной способности избегать тех или иных
поступков, а в положительной возможности проявления своих личных свойств, то
надо, стало быть, не карать отдельных лиц за их преступления, а уничтожить
противообщественные источники преступлений и отвести в обществе свободное место
для деятельности каждого отдельного человека. Если человеческий характер
создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать эти обстоятельства
достойными человека»[6].
См. также
• Категорический
императив
• Добро
• Добро и зло
Примечания
1 ↑ Апресян Р. Г.Нравственность // Новая
философская энциклопедия. — М.: Мысль, 2000. — Т. 3.
2 ↑ Перейти к: 1 2 Апресян Р. Г.Мораль // Новая
философская энциклопедия. — М.: Мысль, 2000. — Т. 3.
3 ↑ «Мораль» и «нравственность»
4 ↑ Гегель, Георг Фридрих Вильгельм. // ЭСБЕ
5 ↑ [Примечание]
22</nowiki> // Плеханов Г. В. Ещё раз г. Михайловский…
6 ↑ ФЭБ: Плеханов.
Карл Маркс и Лев Толстой. — 1952 (текст)
Литература
• Аристотель — Евдемова этика
• Аристотель —
Никомахова этика
• Швейцер Альберт — Культура и этика
• Адорно Теодор В. Проблемы философии морали / Пер. с нем.
М. Л. Хорькова. — М.: Республика, 2000. — 239 с. —
(Б-ка этической мысли). ISBN
5-250-02744-X
• Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая
история этики. — М.: Мысль, 1987
В Викисловаре
есть статья «нравственность»
• tereme.ru
«нравственность» в словарях
• Этимология и
генезис терминов «этика», «мораль», «нравственность»
• Нравственность, мораль и
этика