Этология человека - наука, базирующаяся на применении
методов и законов этологии (науки о поведении животных) к исследованию
поведения человека.
Поведение(в биологии) - способность животного
изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов.
Поведение (в психологии) - совокупность действий и
поступков индивида.
В настоящее время человеческая
цивилизация оказалась в ситуации антропологического кризиса, вызванного
отставанием биологической эволюции человека от культурной эволюции:
несмотря на то, что в эпоху модерна наука и технологии проделали огромный путь
в своём стремительном развитии, организм Homo sapiens, а следовательно,
и его умственные способности, остались практически неизменными – такими же,
какими они были 10 тысяч лет назад, во время появления современного человека
[1]. В связи с этим становится особенно актуальным всестороннее изучение
сознания и поведения человека методами как гуманитарных, так и естественных
наук. Понимание причин, особенностей и тенденций развития его поведения
необходимо для формирования концепции нового человека, способного выйти из
сложившегося системного кризиса и сформировать новое устойчивое общество.
Формирование этологии человека
Попытки определить, что такое
человек, и в чем заключается смысл его существования, производились на
протяжении всей истории человечества. Религиозные откровения часто
противопоставлялись усилиям достичь понимания человеческой природы за счет
наблюдения и интроспекции. Биология, а именно теория эволюции, предоставила
новый импульс развития эмпирическому и рациональному подходу к изучению
человека. Люди столкнулись не только с доказательствами своего животного
происхождения, но и с осознанием того факта, что человек не является венцом
эволюции, а, скорее, представляет собой наилучшим образом приспособленное
существо, промежуточное звено на пути к высшим уровням человечности[2].
Ч. Дарвин первым обратил внимание
на проблемы биологии человеческого поведения. Далее, с открытием условных
рефлексов, И. П. Павлов представил наукам о поведении многообещающий
экспериментальный подход и надежду на то, что сложное поведение может быть
объяснено последовательным закреплением ассоциаций. В США школа бихевиористов
выработала психологию «стимул-ответ», фокусирующуюся на
экспериментальном исследовании процессов обучения. Опыт становится
всеобъемлющим объяснительным принципом.
Отрицание генетических факторов,
контролирующих процессы самодифференциации нервной системы, по-видимому,
явилось реакцией на концепцию «инстинкта» У. Джеймса и К.Л. Моргана. Эти
ученые в своих работах исходили из предположения, что организмы включают не
только набор необходимых органов, но также программу их использования. Нервные
структуры, лежащие в основе способности управлять органами, являются
результатом эволюции. Научное сообщество увидело в концепции
"инстинкта" виталистическую и почти мистическую силу, руководящую
животным. Эта идея противопоставлялась концепции «стимул-ответ»[3].
Разделение наук о природе и наук о
культуре предопределило доминирующую тенденцию в социологии XX века.
Исследования общества ориентировались исключительно на ценностные
(внеприродные) категории. То обстоятельство, что человек имеет телесную природу
и принадлежит виду высших приматов, само по себе не отрицалось, но выводилось
за рамки предмета социологического анализа. Идея "социального
конструирования тела" в социологии и концепция "чистого
листа" в психологии, казалось бы, окончательно избавляет эти науки от
биологических и популяционных пережитков, присущих учениям XIX века (в
частности, связанных с именем З. Фрейда и его школой). Эта тенденция получает
дополнительное обоснование в принятой интеллектуальным сообществом установке на
недопустимость биологических, расово-антропологических и евгенических
интерпретаций поведения человека, в том числе наследования некоторых личностных
качеств[4].
К. Лоренц и Н. Тинберген –
основоположники этологии – в качестве одной из важнейших задач рассматривали
проверку пригодности гипотез, полученных в результате наблюдения за животными,
для изучения человеческого поведения. В книге «Агрессия»[5] Лоренц посвящает
целую главу вопросу о роли врожденного поведения в жизни человека. В двух более
поздних произведениях «Оборотная сторона зеркала» и «Восемь смертных грехов
цивилизованного человека»[6] он развивает идею о культурной эволюции и
ухудшении генофонда человечества. Примерно в то же время Н. Тинберген в своей
Нобелевской лекции[7] высказывает идею об ограниченности адаптивных
возможностей человека в процессе быстрого изменения условий окружающей среды и
о значении этологических подходов в изучении психических нарушений у
человека[8].
Необходимость применения
этологических подходов для объяснения поведения человека стала совершенно
очевидной в 60-е годы. В начале 70-х годов многие психологи, психиатры,
психоаналитики, антропологи, зоологи заговорили о необходимости развития
этологии человека. Среди них И. Айбл-Айбесфельдт, Р. Хайнд, У. МакГрю, Д.
Фриман, Э. Хесс, Дж. Боулби, Н. Блэртон Джонс, П. Смит, Д. Моррис и многие
другие. К началу 70-х годов сложилось реальное, достаточно репрезентативное
научное сообщество, связавшее свои научные интересы с этологией человека. Как
наука этология человека оформилась в значительной мере благодаря усилиям И.
Айбл-Айбесфельдта. В 1967 г. И. Айбл-Айбесфельдт, ученик К. Лоренца, опубликовал
в книге «Этология - биология поведения» главу, посвященную человеку. О реальном
формировании новой научной дисциплины свидетельствует также создание в 1970 г.
в Германии Института этологии человека в рамках научного общества Макса Планка.
В 1970-е годы публикуются книги К. и С. Дж. Хатт "Прямое наблюдение и
измерение поведения", В.С. Макгрю "Этологическое изучение детского
поведения". В 1978 г. создается Международное общество этологии
человека[8].
К началу 80-х годов исследователи
самых разных областей знания пришли к пониманию необходимости синтеза
естественнонаучных и гуманитарных знаний для объяснения сущности человеческого
поведения. Было признано, что поведенческая норма реакции у человека
исключительно велика. Находясь в рамках культуры, он не просто слепо
подчиняется ее законам и правилам (усвоив их в процессе социализации), но и сам
творит эту культуру, активно ее видоизменяет.
Человек по природе своей
социальное (общественное) существо, как и его ближайшие родственники -
человекообразные обезьяны. Именно человеческая биология служит необходимым
фундаментом для освоения культуры – языка, верований, обычаев, морали. Гены и
культура действуют вместе в ходе единого процесса генно-культурной коэволюции.
Недостаточно анализировать поведение отдельно с биологических и гуманитарных
позиций, необходимо взаимопонимание между специалистами этих наук[4].
Биологические
науки о поведении человека
В ряду биологических наук,
направленных на исследование поведения человека, представлены:
- этология человека;
- эволюционная психология;
- генетика поведения;
- социобиология;
- физиология высшей нервной
деятельности[9].
Этология-
наука о поведении животных.
В отличие от прочих наук, объектом которых является
поведение животных, этология концентрируется на исследовании поведения в естественной
среде. Полученные в результате наблюдений описания и подсчёты формируют базис
для теоретического объяснения, которое в дальнейшем развивается по трём
направлениям: 1) за счет дополнительных наблюдений, 2) с помощью экспериментальной
проверки гипотез, 3) через сравнение зафиксированных черт поведения разных
видов.
В ряду вопросов, активно исследуемых этологами:
• брачные игры;
• территориальность;
• забота о потомстве;
• защита от хищников;
• эффективность добычи корма;
• коммуникация;
• общественная организация[9].
Предмет и задачи этологии человека
Этология человека является
результатом применения методов этологии к изучению вида Homo sapiens.
Этология человека использует экспериментальные и аналитические методы
исследования поведения, разработанные в рамках самых разнообразных дисциплин о
человеке, таких, как антропология и психология. От этологии животных взяты
методы наблюдения без участия, методы документирования наблюдений и
сравнительный подход. Теоретическую основу этологии человека составляет
критический реализм К. Поппера. Следовательно, в основе науки лежит
предположение, что любая адаптация отражает реальную необходимость и тесно
связана со средой обитания субъекта.
Этологи человека тесно
взаимодействуют с этнологами и социал-антропологами (Э. Гофман, К. Джеттмар, М.
Годельер, Г. Шиндлер). Общность интересов этих специализаций возникла с
появлением работ, посвященных сравнению различных культур, и возрастанием
интереса к общим, универсальным законам человеческого поведения. В этом аспекте
также рассматриваются вопросы раннего развития детей и социализации, вопросы
социальных структур, иерархичных организаций, агрессии, этических норм и др.
Также существует взаимосвязь между
психологами, социологами и лингвистами. В последнем случае изучается развитие
как понятийного аппарата, так и самой речи.
Имеется долгая история тесного
сотрудничества с медициной, особенно с психиатрией и психоанализом (Д. Плуг,
Дж. Блоулби).
Возрастает интерес политологов к
этологическим открытиям. В США в настоящее время активно развивается новая
дисциплина – биополитика (Р. Д. Александр, К. Барнер-Барри, П. А. Корнинг, А.
Сомит, Г. Шуберт).
Открытия этологии также вдохновили
деятелей истории искусств и археологии (Д. Фелинг, Г. К. Рамп, М. Шустер)[2].
В современной этологии человека
обозначились следующие направления:
• этология детства;
• этология невербальных коммуникаций;
• этология сексуальных различий;
• кросс-культурная этология;
• этология психопатологий.
Последнее направление получило
особенно интенсивное развитие, возможно, благодаря своей ориентации на
медицинскую проблематику[4].
Первые этологические исследования
поведения детей были проведены в 60-е гг. Несколько крупных работ в этой
области были выполнены практически одновременно Н. Блэртоном Джонсом, П. Смитом
и К. Конноли, У. МакГрю. Исследования поведения детей проливает свет на
врожденные (не искаженные культурой) свойства поведения человека; позволяют
установить общность поведенческих схем человека и других приматов;
предоставляют данные о филогенезе и онтогенезе поведения Homo sapiens.
Кроме того, этологические методы могут применяться в детской психиатрии для
анализа аутизма у детей[8].
Особая область исследований
связана с невербальной коммуникацией, в частности, лицевой мимикой. Этологами
описано множество техник тела, в том числе элементов мимики и жестикуляции
(наиболее известна из них изученная И. Айбл-Айбесфельдтом мимика
приветствия)[8]. Исследования невербальных коммуникаций ориентированы прежде
всего на изучение их филогенеза, онтогенеза, культурной обусловленности и
социальных функций. Однако, как правило, в случае общих теорий происхождения и
развития человечества, проблема заключается в логической и экспериментальной
доказательности взаимосвязей культурных и биологических описаний[8].
Основоположником этологических
исследований на кросс-культурном уровне является И. Айбл-Айбесфельдт.
Многолетние труды этого автора показывают, что многие аспекты человеческого
поведения становятся более понятными, если их анализ проводить с применением
комплекса этологических, культурно-антропологических, лингвистических и
экологических подходов. В рамках кросс-культурной этологии рассматриваются
поведенческие универсалии (элементы поведения, встречающиеся у всех людей,
независимо от культурной принадлежности) и ритуалы[8]. Дж. Хогенсон и
Давиденков С. Н. рассматривают миф и ритуал в качестве важнейших адаптационных
механизмов, поддерживающих социальный гомеостазис, и настаивают на том, что эти
механизмы имеют под собой мощную биологическую основу[4][10].
По мнению Х. Харбаха, "новая
поведенческая биология", объединяющая этологические и социобиологические
подходы, способна продуцировать плодотворные частные теории о социальном
поведении животных и человека[4].
Эволюция человека в свете
этологических концепций
Многие этологи пытаются
смоделировать эволюцию поведения человека на основе этологических наблюдений и
выявленных закономерностей. В своей книге «Агрессия»[5], отталкиваясь от концепции
врождённой морали, сформулированной на основе наблюдений за животными, К.
Лоренц делает акцент на том, что приматы являются слабо вооружёнными
травоядными существами. В связи с этим в ряду предков рода Homo в
процессе эволюции не было сформировано комплекса достаточно сильных блоков
агрессии, называемых врождённой моралью. Иными словами, не было необходимости
формирования внутренней защиты вида от самоистребления.
Однако возникшая в процессе
развития способность использовать орудия труда привела к тому, что в условиях
прежнего уровня агрессивности резко возросла вооружённость вида. Человек смог
нападать на собратьев и вести хищнический образ жизни за счет «культурной», но
не биологической эволюции. В частности, не ограниченный внутренними запретами
каннибализм обусловил наличие в настоящее время единственного вида разумных гоминидов.
Современная мораль возникла позднее и явилась необходимостью и продуктом
культурной эволюции.
К. Лоренц в своих работах[5]
выказывает беспокойство о нагнетаемой за счёт наращивания темпа жизни и
плотности населения агрессии человека. В частности, в этом смысле критикуется
капитализм, возводящий в культ карьеру человека и провоцирующий постоянную
конкуренцию. По мнению исследователя, подобный строй сопряжен с
катастрофическим ростом психических патологий среди населения и не может
продолжаться бесконечно.
Помимо врождённой морали и
агрессии, для объяснения особенностей развития человечества привлекалась концепция
«самоодомашивания»[11]. О явлении «самоодомашивания» впервые заговорил Ч.
Дарвин. В своем труде «Происхождение видов»[12] он отмечает, что человек
демонстрирует наличие основных признаков «одомашивания»: дружелюбия,
чрезвычайного полиморфизма физических, психических и социальных свойств,
гибкости поведения и высокой способности к обучению. Данные признаки
приобретаются животными, подвергающимися методичному искусственному отбору, в
первую очередь, по признаку терпимости к человеку.
Гипотеза о «самоодомашивании» была
подхвачена многими исследователями (Э. Фишер, Л. Болк, К. Лоренц) и,
безусловно, не избежала яростной критики (Р. Гольдшмидт, Д. Старк, В. Герре и
М. Роерс). Сторонники концепции заключают, что причинами «самоодомашивания»
явились неконтролируемый отбор на предмет снижения взаимной агрессии
человеческих особей и снижение интенсивности естественного отбора по признакам
физического и психического здоровья. Указанные явления привели к чрезвычайному
повышению полиморфизма популяции Homo sapiens, развитию высокой
обучаемости, перманентной половой активности и связанной с ней исключительной
плодовитости вида, а также наблюдающемуся «вырождению», т.е. высокой частоте
врождённых патологий и низкой устойчивости к разнообразным физическим и
психическим заболеваниям[11].
«Самоодомашивание» часто
рассматривают вкупе с фетализацией (сохранением у взрослого организма
эмбрионального состояния соответствующих признаков). По мнению К. Лоренца, вид Homo
sapiens в своём развитии претерпел специализацию в
«неспециализированности», которая реализовалась, в частности, за счет инфантилизации
(т.е. приобретении взрослыми людьми черт, свойственных детскому организму) и
впоследствии дала человеку набор универсальных «инструментов» адаптации к
условиям внешней среды. Одновременно автор высказывает пессимистичную точку
зрения о вреде явления «самоодомашивания» в контексте физического и
психического здоровья человечества. Оптимальной К. Лоренц считает античную
цивилизацию со свойственными ей культом тела, развитостью социума, науки и
философии[6].
Таким образом, явный прогресс
нервной системы человека (выраженный в повышении функциональной пластичности
мозга) происходит на фоне ослабления её устойчивости к психическим заболеваниям
и сохранения реликтовых поведенческих реакций. Физиолог высшей нервной
деятельности С. Н. Давиденков обозначает это явление как парадокс
нервно-психической эволюции. Возникновение парадокса объясняется поздним
развитием некоторых функциональных особенностей нервной системы и накоплением
мутаций в результате снижения интенсивности естественного отбора[10].
При разработке проекта
"сверхмодерн" полезно учитывать эволюционные тенденции. В частности,
необходимо найти способы минимизировать негативные эффекты, вызванные
совершенствованием сознания и усложнением социальной организации людей.
Стоит отметить, что в целом
социобиологические исследования являют собой несомненную «группу риска»,
поскольку здесь широко представлен паранаучный компонент. В частности, это
наблюдается в областях, связанных с иерархичностью организации сообществ и
половым поведением человека. Например, появляются излишне упрощённые, а потому
заведомо ложные концепции (такие, как социал-дарвинизм).
В настоящее время в этологической
теории принято считать, что человеческое поведение контролируется
социокультурной структурой, лишь опосредованно связанной с базовыми
склонностями индивидов, где, возможно, действует естественный отбор[4].
Литература
1 Тарасова О.И. Антропологический кризис и
фактор понимания // Вестник ВолГу. Серия 7. - 2008. - V. 7. - № 1.
2 Eibl-Eilbesfeldt I. Human ethology. 2nd.
ed. New Jersey: Transaction Publishers. 2007. 848 p.
3 Schmitt A. New aspects of human ethology
/ A.Schmitt, K. Atzwanger, K. Grammer, K. Schafer. Austria, Vienna:
International Society for Human Ethology. Conference. 239 p.
4 Шмерлина И.А. Социология и этология
человека // Социологический журнал. 2001. № 1. С. 33-43. http://www.atheism.ru/science/science.phtml?id=337
5 Лоренц К. Агрессия (так называемое зло).
М.: "Прогресс", "Универс". 1994. 272 с. Лоренц К. http://www.lib.ru/PSIHO/LORENC/agressiya.txt
6 Лоренц К. Оборотная сторона зеркала:
Пер. с нем. А.И. Федорова, Г. Ф. Швейника / Под ред. А.В. Гладкого. М.:
Республика, 1998. 393 с.
7 Tinbergen N. Ethology and stress
desease: Nobel lecture. http://nobelprize.org/nobel_prizes/medicine/laureates/1973/tinbergen-lecture.pdf
8 Бутовская М.Л. Этология человека:
история возникновения и современные проблемы исследования / Этология человека
на пороге 21 века. М.: Старый сад. 1999. http://lib.atheo-club.ru/index.php?action=show_article&a_id=64
9 Berry J.W. Cross-Cultural psychology
/J.W. Berry, Y.H. Poortinga, M.H. Segall, P.R. Dasen. Cambridge University
Press. 2002. 588 p.
10 Крушинский
Л.В. Избранные труды. Эволюционно-генетические аспекты поведения. М. Наука.
1991г. 259 с.
11 Brüne
M. On human self-domestication, psychiatry, and eugenics // Philosophy, Ethics,
and Humanities in Medicine. - 2007. - V. 2. - N. 21.
12 Дарвин
Ч. Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных
рас в борьбе за жизнь. Пер. с англ. под. ред. А.Л. Тахтаджана. С.-П.:
"Наука". 1991. http://charles-darwin.narod.ru/origin-content.html
Автор: Лариса Магданова
Выпуск: Пилотный
номер
• Человек – прошлое, настоящее,
будущее
Источник:
https://eot.su/almanac/chelovek-proshloe-nastoyashchee-budushchee/etologiya-cheloveka