Моралью (или нравственностью) называют принятую в обществе систему
норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей. Мораль
изучает специальная философская наука — этика. Мораль
в целом проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла.
Добро
понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с
влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению
нравственного совершенства.
Добро есть стремление к гармоничной целостности как
в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Если добро —
созидательно, то зло — это все, что разрушает межличностные связи и
разлагает внутренний мир человека.
Все нормы,
идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение
человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как свою
личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг - обязательства
перед обществом. Исполнение долга контролируется внешним образом — общественным
мнением и внутренним образом — совестью.
Таким образом, совесть есть
личное осознание своего долга. Человек
свободен в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь
следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать
между добром и злом называется моральным выбором. На практике моральный
выбор — нелегкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и
личными склонностями (например, пожертвовать деньги в детский дом). Еще сложнее
становится выбор, если разные виды долга противоречат друг другу (так, врач
должен спасти жизнь больного и избавить его от боли; иногда то и другое
несовместимо). За последствия морального выбора человек отвечает перед
обществом и перед самим собой (своей совестью).
Суммируя
эти особенности морали, можно выделить следующие ее функции:
▪ оценочную
- рассмотрение поступков в координатах добра и зла (как хороших или плохих, нравственных или безнравственных);
▪ регулятивную
— установление норм, принципов, правил поведения;
▪ контролирующую
- контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или
совести самого человека;
▪ интегрирующую
- поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
▪ воспитательную
— формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного
морального выбора.
Из определения морали и ее
функций вытекает важное отличие этики от других наук. Если любая наука
интересуется тем, что есть в реальности, то этика — тем, что должно
быть. Большинство научных рассуждений описывает факты (например,
«Вода кипит при 100 градусах Цельсия»), а этика предписывает нормы или
оценивает поступки (например, «Ты должен исполнить обещание» или
«Предательство — это зло»).
Специфика моральных норм
Обычаи - это исторически
сложившийся стереотип массового поведения в конкретной ситуации. Обычаи
отличаются от моральных норм:
▪
следование обычаю предполагает беспрекословное и буквальное подчинение его
требованиям, в то время как моральные нормы предполагают осмысленный и
свободный выбор человека;
▪
обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп, тогда как мораль
универсальна — она задает общие нормы для всего человечества;
▪
исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед неодобрением
окружающих, а мораль основывается на чувстве долга и поддерживается
чувством стыда и угрызениями совести.
Право
- это система юридических норм, имеющих общеобязательный характер.
Нормы
права отличаются от моральных норм рядом характеристик:
▪
право санкционируется государством,
а мораль основана на личном убеждении и общественном
мнении;
▪
правовые нормы имеют обязательный характер, тогда как моральные нормы
необязательны (хотя и желательны) для исполнения;
▪
правовые нормы документально зафиксированы в законах, конституции и т.д., а
моральные нормы могут быть неписаными и устно передаваться из поколения
в поколение;
▪
за невыполнение правовых норм следует административная или уголовная
ответственность (например, штраф или ограничение свободы), а моральные санкции
выражаются в общественном неодобрении и муках совести.
Некоторые
моральные нормы могут по форме совпадать с правовыми. Например, норма «не
укради». Можно задать вопрос: «Почему человек отказывается от кражи?» Если
из-за страха перед судом, то мотив не морален, если из убеждения, что кража —
это плохо, то поступок основан на моральных основаниях. В некоторых ситуациях
право и мораль конфликтуют и то, что человек считает своим моральным долгом,
является нарушением закона (например, некто крадет лекарство, чтобы спасти
жизнь близкого человека). На ранних своих
этапах моральное нормотворчество было тесно связано с религией, которая выводит
мораль из божественного откровения, а неисполнение норм трактует как грех. Все
религии
предлагают набор моральных заповедей, обязательных для исполнения всеми верующими.
По поводу моральных норм в разных религиях нет
разногласий: убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние считаются
предосудительными во всех трех основных мировых
религиях.
Роль морали в жизни человека и общества
Благодаря
способности
человека и общества
подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни — экономическую,
политическую, духовную и т. д., а также давать моральное обоснование
экономическим, политическим, религиозным, научным, эстетическим и иным целям
мораль оказывается включенной во все сферы общественной жизни. В
жизни действуют нормы и правила поведения, требующие от человека служения
обществу. Их возникновение и существование диктуется объективной необходимостью
совместной, коллективной жизни людей. Таким образом, можно сказать, что сам
способ человеческою существования необходимо порождает потребность людей
друг в друге.
Мораль
действует в обществе как совокупность трех структурных элементов:
моральной
деятельности,
нравственных
отношений и
морального
сознания.
Прежде
чем раскрыть основные функции морали, подчеркнем ряд особенностей действий
морали в обществе. Следует отметить, что в моральном сознании выражен некий
стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как
оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно
интерпретировать как признание обществом того простого факта, что жизнь и
интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено
прочное единство общества в целом. Таким образом, мораль можно считать
проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок,
правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друг другом и с
интересами общества в целом. В отличие от
других проявлений духовной
жизни общества (наука, искусство, религия) мораль
не является сферой организованной деятельности. Проще говоря, в обществе не
существует таких учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и
развитие морали. И оттого, наверное, управлять развитием морали в обычном
смысле этого слова (как управлять наукой, религией и т. д.) невозможно. Если мы
вкладываем определенные средства в развитие науки, искусства, то по прошествии
некоторого времени вправе ожидать и ощутимых результатов; в случае же с моралью
это невозможно. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима.
Моральные
требования и оценки проникают во все
сферы человеческой жизни и деятельности. Большинство
моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то
и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому
что этого требует твой долг), т. е. имеет форму императива — прямого и
безусловного повеления. Люди давно уже убедились, что строгое выполнение
моральных правил вовсе не всегда приводит к жизненному успеху, тем не менее
мораль продолжает настаивать на строгом соблюдении ее требований. Объяснить
этот феномен можно только одним образом: лишь в масштабе всего общества, в
суммарном итоге выполнение того или иного морального предписания обретает свой
полный смысл и отвечает некой общественной потребности.
Функции морали
Рассмотрим
социальную роль морали, т. е. основные ее функции:
▪
регулятивную;
▪
оценочную;
▪
воспитательную.
Регулятивная
функция
Одной
из главных функций морали является регулятивная. Мораль выступает прежде
всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования
поведения индивида. По мере своего развития общество изобрело много других
способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический
и проч. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным.
Во-первых, потому, что не нуждается в организационном подкреплении в виде
различных учреждений, карательных органов и т. д. Во-вторых, потому, что
моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами
соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря,
действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали
внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного
мира, механизмом мотивации его повеления.
Оценочная
функция
Другая
функция морали - оценочная. Мораль рассматривает мир, явления и процессы
с точки зрения их гуманистического потенциала — того, в какой мере они
способствуют объединению людей, их развитию. Соответственно этому она
классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло.
Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в
понятиях добра и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них
понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье»,
«благородство» и «низость» и т. д.). При этом конкретная форма выражения
нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание,
критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или
неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное,
деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно
меняем свое отношение к миру, свою позицию.
Воспитательная
функция
В
жизни общества мораль выполняет важнейшую задачу формирования личности,
является действенным средством воспитания.
Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием
каждого нового поколения людей. В этом состоит ее воспитательная
функция. Нравственность пронизывает все виды воспитания постольку, поскольку
она придает им правильную социальную ориентацию через нравственные идеалы и
цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов.
Мораль рассматривает общественные связи как связи людей, каждый из которых
имеет самоценное значение. Она ориентирует на такие действия, которые, выражая
волю данной личности, не попирают в то же время воли других людей. Мораль учит
делать каждое дело таким образом, чтобы от этого не было плохо другим людям.
Источник:
http://www.grandars.ru/college/sociologiya/moral.html