Совесть -
совесть - это потребность человека нести
ответственность за свои действия.
Как правило, совесть осознаётся через чувство
внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.
Нужна ли совесть?
Да, нужна, и нужно не убивать совесть и доказывать, что она не нужна, а
учиться ей пользоваться. Совесть - мощный нравственный ориентир. Компас,
например, тоже ориентир и по нему легко понять, туда ли идешь или нет.
Совесть - это ориентир, только нравственный. Как метафора: для лошадей
создают специальные поля, огороженные электрическим забором. Если лошадь
коснется - она получит несильный, но ощутимый удар током. Неприятно и лошадь
через забор не ломится. Если же такого забора не будет, очень вероятно, что
лошади окажутся например на дороге, где их собьет машина или произойдет авария.
Получается, изгородь с напряжением сохраняет лошадям жизнь и делает ее
безопасной. Такой же изгородью для человека становится совесть. Только как и
где ее ставить - решать ему.
А кстати, всегда ли совесть справляется со своей функцией? Нет, не
всегда. Бывает, что совесть изначально была "настроена" на
реагирование на совсем уж из ряда вон выходящие вещи (нельзя убивать, красть и
прочее). И вот, человек живет, не убивает, не крадет - но висит на шее у
родителей паразит-паразитом и не планирует вставать на свои ноги. И совесть его
совсем не мучает. И тогда либо совесть нужно перенастраивать, либо, не смотря
на то, что она молчит - тем не менее заниматься делом и учиться жить за свой
счет.
Как резюме - совесть в сочетании с умом - это хороший нравственный
компас. Однако ж совесть без ума, или ум без совести - это компас без стрелки
или без сторон света.
Как пользоваться совестью
Основной принцип - не ждите, пока совесть ударит, думайте заранее.
Совесть должна работать не в прошлом, а в будущем. Что толку мучить себя за
прошлое? Будущего прошлое уже не изменит. Хороша не та совесть, которая будет
глодать вас за совершенные ошибки, а хороша та, которая предохранит вас от
ошибок в будущем.
Как это осуществлять?
• Не спорить с совестью. Признать свои ошибки, спокойно,
с достоинством, как минимум про себя. Лучше - написать на бумаге.
• Подумать, что вы решите, чтобы в будущем таких ошибок
не было. Сформулировать четкий, понятный алгоритм действия. Чтобы было проще,
представьте, что вы собираетесь рассказать своему воображаемому или реальному
ребенку. Он наверняка задаст вам много самых разных вопросов - найдите ответ и
на них. Если ребенок, вы думаете, вас поймет - значит вы сформулировали хорошее
правило.Лучший способ дружить с совестью - это принимать четкие, осознанные
решения на будущее и им следовать. Вот если вы от них будете отклоняться, то,
пожалуй, и совесть может стать хорошим помощником (а кто еще так доходчиво вам
об этом сообщит??).
Совесть всегда одинакова?
Человек развивается, и совесть развивается вместе с ним. Герои
Достоевского, например, мучаются вопросами об убийствах, откровенных разбоях и
сомневаются: правильно али нет? У порядочных людей высокой культуры на эти
вопросы ответ однозначный: конечно, нет! Это - безнравственно. Но мы задаемся
другими вопросами: вопросами порядочности, самостоятельности, не-паразитизма,
эффективности, смысла жизни. И в нашем современном мире просто жить, не принося
вреда - то же безнравственно, потому что ты не приносишь пользы. Жить за чужой
счет, пусть и не нарушая Уголовный кодекс - тоже безнравственно.
Совесть - врожденное
Религиозный подход
Совесть – орган восприятия Бога. Совесть есть
воспоминание о том, что такое человек, к какому миру он принадлежит по своей
идее, Кем он сотворен, как он сотворен и для чего сотворен. Совесть есть
духовное, сверхприродное начало в человеке, и она совсем не социального
происхождения. Социального происхождения скорее засорение и искажение
совести.
Из самого существования совести вытекает, что совесть свободна. Совершая
оценку и произнося суждения, совесть должна быть свободна от всего вне ее находящегося,
внешнего для нее, т. е. она подвергается лишь действию Божьей благодати,
послушна лишь воспоминанию о горнем божественном мире. Явление чистой совести -
душа стоит перед Богом и свободна от влияний мира. Чистая совесть и есть не что
иное, как свобода от мира. Ибо истинная свобода человеческого духа есть свобода
от мира прежде, чем свобода в мире. Совесть, порабощенная миром и прельщенная
миром, не есть уже орган восприятия правды, и она не судит, а судится совестью
более глубокой и чистой. «Угрызения совести соизмеримы в нас не с нашими
проступками, но только с оставшейся в нас добродетелью».
См. О совести
Гуманистический подход
Совесть - внутренний врожденный
компас, это чувство,
не отклонился ли я по дороге от стержневых целей, тем и мотивов своей жизни.
Дрессировкой можно выработать только суррогат совести.
Совесть - приобретенное
Социальный психоанализ
Совесть - набор указаний и поведенческих
программ нравственного
характера, заложенных в человека в детстве.
Бытовое употребление
Совесть — это то, что бьет и гложет, когда
человек нарушает свой внутренний запрет. Самоосуждение и самонаказание за то,
что сделал «плохо»,
«зло».
И врожденное, и приобретенное
Совесть базируется на сопереживании,
как механизме общественного инстинкта
сохранения вида. Тормозные механизмы против причинения вреда члену
стаи или популяции существует у многих животных. В человеческом обществе в силу
неоднозначности понимания вреда совесть обрастает воспитанными моральными
нормами.
Происхождение термина
Слово «совесть» пришло в русский язык вместе с другими словами
христианской лексики из старославянского съвѣсть, а туда из греческого
conscientia (συνείδησις). В самом по себе слове «совесть» нет ничего ни
божественного, ни религиозного. Оно состоит из приставки «со» (означающей
совместность чего-то: содружество, сотрудничество, соглядатай, соревнование,
согласие, совещание) и «весть», то есть, по сути, информация о чём-то, не
обязательно от Бога или Высших сил. Слово «совесть» говорит о форме осознанного
соучастия в единой системе, которая называется социум.
Формирование совести
С позиций теории социального научения весьма убедительна гипотеза Фрейда
о развитии совести. В период младенчества у ребенка возникает сильная
зависимость от родительской любви. «Потеря любви» вызывает такую же тревогу,
как другие виды наказания.
Важный шаг в формировании совести состоит в том, что ребенок должен усвоить,
перевести во внутренний план правила и ценности своих родителей. У совестливого
человека собственные ошибки
приводят к самообвинениям и чувству вины,
а не только к страху внешнего осуждения и наказания.
Основоположники теории социального научения инициировали немало исследований
по проблеме формирования совести и пытались переформулировать концепции Фрейда.
Помимо ранее выдвинутого представления о том, что детская тревожность
и стрессы объясняются родительским осуждением, они разработали идею, согласно
которой в процессе интернализации (перевода ценностей во внутренний план)
родительское неодобрение заменяется собственным чувством вины, и попытались
найти, какие события в детстве могут помешать этому процессу.
В ряде исследований было установлено, что угроза потери любви очень
действенна и непосредственно связана с формированием совести. Ситуация, когда
один из родителей выражает разочарование или огорчение поведением ребенка
является наказанием. Когда ребенка в наказание оставляют одного комнате, это
тоже часто воспринимается как угроза потери любви.
Существует различие между физическим наказанием и наказанием,
ориентированным на любовь. Физическое наказание вызывает негодование, отнюдь не
способствующее формированию совести, и самым тесным образом связано с детской
агрессивностью. Физическим наказаниям чаще подвергаются мальчики, и
агрессивность им более свойственна, чем девочкам. Наказание, ориентированное на
любовь, более распространено при воспитании девочек, и у них моральная
сфера развивается быстрее, а агрессивность меньше, чем у мальчиков.
Понятие совести
Совесть - это не сумма поведенческих навыков. И не какое-то там
вербальное учение. Но она и не религия, и тем более - не христианство. Скорее
совесть - это внутренняя интуитивная (не формализованная) модель целостной
Большой Системы (своего клана, племени, социальной группы, социума, народа,
нации, человечества… и не только человечества, а как части всей Природы, Земли,
Вселенной…) в которой имеется модельное представление себя самого как части
этой Большой Системы. Но в таком представлении акценты смещены в сторону
Большой Системы, а не себя лично, как бы взгляд на ситуацию, система ценностей
и приоритетов берётся именно с позиции Системы, а не своей ничтожной личности.
Но Система - это не Бог. Бог (всевышний и всемогущий создатель всего
сущего) не нуждается в защите своих интересов (он ведь, типа, всемогущ, он и
сам может позаботиться о своих интересах). А, вот, обычная (не
сверхъестественная, а просто естественная) Большая Система такая как Общество
(социум), Народ, Страна, Человечество, Природа (живая и даже неживая) - более
уязвимы и не всегда могут отстоять свои интересы самостоятельно.
Поэтому действуя ПО СОВЕСТИ (то есть, с позиции Системы) личность может
поступиться своими (личными) интересами, и даже интересами некоторых подсистем
Большой Системы, если того требуют интересы Большой Системы. Например, поприжать
запросы какой-то (и даже своей) социальной группв, клана, народа, нации, всего
человечества ради сохранения дикой природы… Это чисто теоретически, но это было
бы именно по Совести.
Совесть и близкие категории
Подход «по совести» очень близок к пятой позиции
восприятия: позиции Ангела. Одно ли это и то же?
Подход «по совести» отличается от подхода «по
любви». Но чем конкретно?
http://www.psychologos.ru/articles/view/sovest